Что должен знать ребенок 6 лет по развитию речи. Ключевые особенности и способы развития речи детей дошкольного возраста

Ключевые особенности и способы развития речи детей дошкольного возраста

Формирование речи детей дошкольного возраста — обязательная часть нормального развития ребенка.

Через общение малыш познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное восприятие и мышление.

Этапы от рождения до школы

  • От рождения до года. На первом и втором месяце жизни, младенец начинает концентрироваться и реагировать на голоса взрослых. Услышав голос, он перестает кричать и плакать.
  • На третьем месяце кроха начинает «агукать». Для контакта со взрослыми он реагирует различными звуками и улыбкой.
  • К четвертому месяцу появляется осознанный смех. При эмоциональном контакте со взрослыми малыш начинает повизгивать.
  • На пятом месяце ребенок реагирует на звук, меняя интонацию голоса.
  • На шестом месяце малыш начинает понимать речь: узнает знакомые голоса, прислушивается к интонации голоса и произносит свои первые слоги.
  • К седьмому и восьмому месяцу, малыш лепечет: «бу-бу», «та-та», «да-да», чтобы привлечь внимание.
  • На девятом и десятом месяце ребенок для общения использует жесты (например, играет в ладушки). Учится выговаривать обрывки слов «не», «ам».
  • К одиннадцатому месяцу малыш использует для общения со взрослыми как минимум три «лепетных» слова.
  • К 1 году ребенок произносит отдельные слова. Воспринимает простые указания: «дай ручку», «положи», «нельзя».
  • 2 года. В 1 год и 6 месяцев малыш понимает название некоторых игрушек и предметов. По просьбе родителей показывает на предмет рукой, берет в руки или приносит. Для контакта со взрослыми употребляет простые слова: «мама», «дай», «на», «ням» и другие.
  • К двум годам запас слов расширяется до 200-400 слов. Ребенок постепенно овладевает произношением звуков и пробует выстраивать предложения.
  • 3 года. К трем годам запас слов малыша расширяется до 800-1200 слов. Глядя на картинку, ребенок может составить короткий рассказ в 4-5 предложений. Постоянно задает многочисленные вопросы, во время общения глотает некоторые слоги и заменяет буквы.
  • 4 года. В этот период малыш осваивает грамматику и может из последовательных картинок считать рассказ. Запас слов достигает 1500. Ребенок неплохо произносит звуки, но есть затруднения выговариванием: «р», «л», «ш», «щ».
  • 5 лет. К концу пятого года у малыша накапливается уже богатый запас слов (2500—3000) для построения правильных фраз. Он начинает общаться со взрослыми на разные темы, правильно произносит слова и звуки и грамотно склоняет по падежам.
  • 6-7 лет. На этом этапе во время общения, ребенок использует почти все части речи. Его словарный запас достигает 3500 слов. Ребенок уже самостоятельно обобщает и характеризует предметы по разным признакам. Правильно произносит и различает все звуки.
  • В диагностике развития речи детей различают два основных направления:

  • Изучение речи в связи с интеллектуальной деятельностью, как одного из показателей умственного развития. В рамках этого направления диагностика проводится по функциям, указывающим на уровень формирования интеллекта.
  • Исследование самой речи во всех ее аспектах. В пределах этого направления проводится диагностика всех сторон речи (фонетика, словарь, лексика, грамматика, связная речь).
  • Основным способом диагностики речи считаются игровые задания в словесной форме с применением определенного материала.

    Уровень формирования речи определяется на принципе пересказов поставленных текстов и самостоятельного рассказывания.

    Особое место в диагностике развития речи занимает метод наблюдения.

    Наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (игра, общение, труд) помогают выявить развитие многих речевых навыков (например, умение вести диалог, умение связно выражать свои мысли, при этом сохраняя грамматическую правильность и интонационную выразительность речи).

    Способы формирования

    Сказкотерапия помогает детям:

  • создавать коммуникативное направление речевых высказываний;
  • улучшать лексико-грамматические средства языка, звуковые стороны речи;
  • формировать просодическую сторону речи;
  • приобщать детей к первоисточникам фольклора;
  • формировать монологическую и диалогическую речь.
  • Театрализованная деятельность

    Театрализованная деятельность формирует диалогическую и эмоциональную речь. Через театральную игру, малыш лучше воспринимает смысл сценария, логику, череду событий, их развитие и причинную связь.

    Формирование речи тесным образом связано с развитием мышления и воображения малыша. Постепенно ребенок учится сочинять интересные и простые по смыслу и содержанию рассказы. Учится грамматически правильно выстраивать фразы и композиционно оформлять их содержание. Практикует монологическую речь, имеющую важное значение для полноценной подготовки к школе.

    Игровая деятельность

    Во время игры речь малыша значительно улучшается.

    Появляется повод для общения сверстниками: малыш использует речь для привлечения внимания других детей, призыва его к совместной игре.

    Это способствует формированию речевого общения у детей в игре и увеличению запаса слов.

    С помощью игрушек и разных предметов, дети во время игры развивают словесные обобщения.

    Игра создает благоприятные условия для формирования основных стадий эгоцентрической речи. Одновременно с развитием игровой деятельности, у ребёнка происходит процесс отделения слов от действий, и постепенно речь начинает выступать как самостоятельная деятельность внутри игры.

    Мнемотехника и мнемотаблицы

    При использовании мнемотехники на занятиях по развитию речи, дети начинают лучше воспринимать и усваивать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Специфика данной техники заключается в применении символов. Мнемотаблицы помогают детям искать и запоминать слова. Изображенные на таблицах символы максимально приближены к речевому материалу. Приемы мнемотехники улучшают память у детей и облегчают запоминание путем образования дополнительных ассоциаций.

    Упражнения и занятия

    У младших дошкольников (4-5 лет)

    Сформировать речь у детей младшего возраста помогают: сочинение историй и сказок, разыгрывание кукольных спектаклей, чтение книг и заучивание стихотворений.

    Также эффективны будут детские книги-картинки (например, Н. Радлов «Рассказы в картинках», книги Ротраут Сузанны Бернер из серии «Городок»).

    Еще одним способом для формирования речи у дошкольников данного возраста считаются развивающие и дидактические игры, например, «Кто как голос подает?», «Скажи наоборот».

    У старших дошкольников (6-7 лет)

    Старшим дошкольникам очень полезно играть в словесные игры (например, «Противоположности», «Каким бывает?»).

    Также помогают настольные игры: «Игросказ», «Жили-Были», «Диксит» и др.

    Заниматься формированием речи в этом возрасте можно с помощью составления рассказов по картинкам, а также через специальные игры и упражнения: «Что такое звук, слово, предложение?», «Картина — корзина», «Что вы видите вокруг» и др.

    В дошкольном возрасте решаются основные важные задачи по развитию речи у детей, так как в этот период формируется и развивается мозг. Поэтому очень важно проявить своевременное внимание на первых возрастных ступенях формирования связной речи у дошкольника.

    Консультация (подготовительная группа) на тему:
    Консультация для родителей «Все о развитии речи» (подготовительная группа)

    Вложение Размер
    konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 447.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 40 «ВАСИЛЁК»

    141850, Московская область, Дмитровский район,

    г.п. Деденево, ул. Заводская, 13.

    Консультация для родителей

    Тема: «Все о развитие речи детей 6- 7 лет»

    Провела воспитатель: Попова Дарья Павловна

    Консультация для родителей:

    «Все о развитие речи детей 6- 7 лет»

    Наши дети выросли и скоро им идти в школу. Седьмой год жизни ребёнка — последний этап формирования его устной речи. Так что же должны знать и уметь ребята в возрасте подготовительной групп.

    Фонематическое восприятие. К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Он должен уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т-ть], [д-дь]) и т.д. Иначе в школе это проявится при письме и станет настоящей бедой.
    Для развития фонематического слуха есть много способов, но лучше всего начинать с самого простого. Можно поиграть в «Молчанку». Закрываем глаза и слушаем какое-то время звуки квартиры. Затем открываем глаза и рассказываем, что слышали.
    После того как научились слушать звуки квартиры или улицы, можно послушать звуки природы. Для этого совсем не обязательно выезжать в лес. Теперь продаётся огромное количество дисков и аудиокассет с записями звуков природы. Кругозор шести или семилетнего ребёнка развит настолько, что он может легко угадать и журчание ручья, и шум водопада, и кваканье лягушки, и мяуканье кошки.
    А после ещё усложняем. В одинаковые баночки, например, от киндер-сюрприза насыпаем горох, фасоль, гречку, манку и другие крупы. Манку кстати, услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, слух его понижен.

    Переходим на слоги

    После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно заниматься с определёнными звуками.
    Есть игра «Послушай и хлопни» или «Хлопушечки» — кому как нравится. Нужно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт какой-то звук. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, а не звуки. Потому что они состоят из гласного звука и йотированного й.

    Их лучше не брать. Играя в эту игру, я люблю проговаривать один и тот же звук 4 раза подряд. И ребёнок все 4 раза должен хлопнуть в ладоши. Ему в этот момент нужно очень внимательно меня слушать, чтобы не ошибиться.
    Когда научились слышать звук среди звуков, переходим на слоги. Даже если ребёнок ещё не знает, что такое слог. Когда мы станем их произносить, он поймёт интуитивно. Просим, например, чтобы хлопнул, когда услышит [у]. И произносим: па, по, пы, пу и т.д.

    После слогов переходим к словам. Есть игра «Хитрый фотоаппарат». Нужно «сфотографировать» предмет в комнате, в названии которого слышится, например, [о]. А взрослый говорит, правильно ребёнок «сфотографировал» или нет. Если неправильно, то, чтобы не обидеть, лучше сказать, что плёнка плохая или батарейки сели, и попросить их заменить.
    После того как ребёнок хорошо находит звук в слове, учим определять, в каком месте, в начале, середине или в конце слова, он находится. Только нужно сначала объяснить, что такое ряд: как на физкультуре ребята строятся в ряд, так и звуки тоже строятся в ряд и получается слово. И какой-то звук стоит в этом ряду первый, а какой-то последний. Кто не первый и не последний — тот в середине. Чтобы ребёнку понятно было, что даже второй звук всё равно будет находиться в середине. И начинаем играть, например, в «Вагончики». Вырежьте из цветной бумаги красные, синие и зелёные прямоугольники-вагоны. Красный вагончик — начало, зелёный — середина и синий — конец слова. Заранее подготовьте картинки-билетики, на которых нарисованы предметы с определённым звуком. Выдавайте ребёнку билетики, и он должен «поселить» билетик или «сесть» с ним в тот или иной вагончик и объяснить, почему он сел именно туда: потому что слово такое-то, в нём слышится такой-то звук в начале (середине, конце) слова.
    Нет времени вырезать вагончики и подбирать картинки? Придумайте что-нибудь другое. Например, попросите поднимать руку, когда нужный звук в начале слова или предложите самому придумать слово, в котором звук в середине и т.д. Однако очень сложно найти [у] в конце слова, если только глагол, потому что [у] в конце существительных встречается довольно редко.

    Научились определять место звука в слове? Приступайте к определению порядка звуков в слове. Начинать лучше с двух гласных: [ау] (так кричат в лесу, когда заблудились), [уа] (так плачет малыш) или [иа] (так зовут ослика из сказки про Винни Пуха). Выкладываем символы — два красных кружка (гласные принято обозначать красным цветом). Спросите: «Сколько всего кружочков?» — «Два». «Сколько звуков в слове ты услышал?» —
    «Два». «И какой будет последний?» Можно ещё спросить, какой второй звук? И если ребёнок сообразительный — моментально отвечает. Не ответил? Уточните: «Если их всего два, так какой второй?» В этом задании ещё и логика развивается.

    После того как поймёт, как соединять гласные, переходите к согласной и гласной. Но начинать нужно со слогов, в которых первый гласный звук, а второй согласный. И обязательно скажите, что, например, ан — слог, а вот он или ох — слова, и объясните их значение. Затем спросите: «Сколько звуков в слоге?» — «Два». «Какой первый?» — «А». Выкладываем красный кружок. «А какой второй?» — «Н». Выкладываем синий кружок (согласные принято обозначать синим цветом). Объясняем, что он твёрдый.

    А ещё согласные бывают мягкие, звонкие и глухие. Всё это нужно объяснить именно сейчас, чтобы в школе потом легче было усвоить. После того как понимаем, что ребёнок хорошо анализирует слог, переставляем его местами и получится «на». Слияние согласного с гласным даётся ребятам очень сложно, поэтому многие учителя-логопеды учат деток читать как по горочке: забрался звук на горочку — н и спустился, как будто к а приехал, и получилось вместе на.

    Хорошо отработали слияние согласного с гласным — переходите к словам. Сначала — к коротким типа нос, кот, кит, сон и т.д., потом из четырёх звуков: папа, мама и др. Но лучше всего не играть с теми словами, где гласные звуки слышатся не так, как пишутся. Это безударные гласные, где под ударением пишется [о], а без ударения — [а].
    Например, в слове вода слышится [а], а пишется [о], а в слове воды и слышится, и пишется [о].

    Усвоили соединение четырёх звуков — учим стык согласных. Это очень сложно. Как правило, ребята выпускают один звук либо два звука слышат как один. Например, когда разбираем слово «кошка», называют звуки [к], [о], [ш], [а]. Второй звук [к] выпускают.

    Чтобы легче было усвоить, предлагаю вырезать из цветной бумаги фишки (но помните: гласные звуки — красные, согласные твёрдые — синие, а мягкие — зелёные). Во время игры, как только слышим звук, выкладываем на стол фишку. Здесь, с одной стороны, зрительно видно количество звуков, а с другой — ребята в уме всё это просчитывают и продумывают. Ну а если чадо уже знает буквы, то, конечно, выкладывать нужно буквы.

    К концу подготовительной группы ребёнок уже должен уметь хорошо слышать звук в слове и определить порядок звуков в слове, состоящем из пяти звуков.

    Пересказ и составление рассказа

    В этом возрасте важно, чтобы ребёнок пересказывал довольно большой текст от начала до конца со всеми художественными особенностями автора. Если делает это хорошо, значит, наша задача выполнена. Если же что-то выпускает, речь его не связна — стоит поработать.

    И в первую очередь нужно поработать над составлением рассказа. Причём не только по картинкам, но уже на заданную тему. Например, «Как я гулял зимой». Сначала придумайте план, схематично его зарисуйте. И, глядя на схему, начинайте: «Однажды зимой…» Такое начало рассказа ребёнок уже должен знать из текстов и использовать в речи. А дальше каждая картинка соответствует одному или двум предложениям. Получается рассказ.
    Полезны и творческие рассказы из серии фэнтэзи — то, чего не было на свете или что было бы, если бы…

    Выберите интересную для ребёнка тему. Например, что будет, если самолёт не взлетит. В этом рассказе появятся сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Если самолёт не взлетит, то… Здесь уже чадо будет учиться доказывать свою точку зрения.

    Но помните, дети учатся не только, когда мы с ними занимаемся, но и наблюдая за нашим поведением и слушая нашу речь. Если вы сами разговариваете много и говорите красивыми, распространёнными предложениями, используете юмор, фразеологизмы, пословицы и поговорки, то и ваш ребёнок будет всем этим пользоваться.

    А если родители молчуны, то и дети, как правило, тоже немногословны. Причём часто у таких детей есть стойкое недоразвитие речи, много дефектов.

    Если говорить о грамматической стороне речи, то всеми её категориями ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью. Это все формы множественного числа существительных во всех падежах. Если и допускает ошибки, то небольшие, единичные. Никак не должно быть: стулов, глазы, рукавы, колесов и т.д. Умеет согласовывать в разных падежах существительные с прилагательными, числительными (три озера и пять озёр). Чётко и правильно отвечать на вопросы. Уметь пользоваться ласкательной формой: воробышек, полотенышко. Должен знать детёнышей животных. Бывает, в 3—4 года правильно их называл, а как подрос — всё забыл. Нужно обязательно объяснить значение слов «сливовый» и «сливочный», что хоть они и похожи, но это разные вещи. Значение слов «железный» и «металлический». Но вопрос: ключ сделан из металла, какой он? Ответить металлический, а не железный. В этом возрасте уже можно объяснить, что железо очень дорогое, даже дороже золота, поэтому из железа ключ сделан никогда не будет, только из металла. Если ребёнку не объяснить — он и не запомнит. Самая тяжёлая категория, в которой допускается много ошибок — притяжательные прилагательные. Её нужно обязательно выучить устно. Когда мы спрашиваем: чей хвост? Должны ответить: лисий, медвежий и т.д. Потому что в 1-м классе изучают правила написания мягкого знака и йотированных букв. Отрабатывают написание, а если ребёнок не знает даже, как их озвучить, то на него ложится двойная нагрузка.

    Необходимо развить у ребёнка познавательный интерес, связанный с развитием речи и с обучением. Очень важно, зачем ребёнок идёт в школу? Многие дети ведь идут потому, что там не надо спать, или для того, чтобы получать пятёрки. А это очень плохо. Часто родители обращаются ко мне с просьбой научить их детей читать. Я спрашиваю: «Зачем?», «Чтобы в школу пошёл». Вообще-то, мы учим читать, чтобы получать какую-то информацию или удовольствие от художественного произведения. Нужно, чтобы ребёнок испытывал радость от того, что, например, решил задачу: «Она была такой сложной, но я смог, я сумел!» Я бы сказала, получал кураж от того, что что-то узнал и чего-то добился. Вот тогда он будет хотеть ходить в школу всё больше.

    Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года»

    Яна Никитина
    Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года»

    Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов.

    • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

    • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;

    • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;

    • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти;

    • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;

    • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;

    • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);

    В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен.

    Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

    1. Составляет несложные логические цепочки. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.

    2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку.

    3. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку.

    4. Владеет понятиями «один-много».

    5. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.

    6. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

    Развитие моторики

    Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

    • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;

    • надевать бусины на нитку;

    • лепить шарики из пластилина;

    • резать бумагу ножницами;

    Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

    • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

    • знает свои вещи и умеет ими пользоваться;

    • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;

    • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам;

    • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;

    • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

    • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

    • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

    Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

    • уверенно и быстро бегает;

    • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;

    • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги;

    • сам забирается на горку и скатывается с нее;

    • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;

    • ходит задом наперед;

    • ездит на трехколесном велосипеде;

    • держит равновесие и прыгает на одной ноге;

    • кувыркается вперед и назад.

    Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

    Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут.

    Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

    Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

    Навыки социального общения

    Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

    ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;

    • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;

    • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;

    • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

    Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года

    Педагог-психолог Никитина Я. В

    Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в 3–4 года» Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым.

    Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года) РИСОВАНИЕ • Правильно.

    Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране он.

    Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Консультация для родителей на тему: «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Старший дошкольник должен иметь навыки, достаточные для.

    Памятка для родителей «Что должен ребенок уметь делать к трем годам» По своей природе дети очень активны. В три года они самостоятельно хотят делать очень многое. И нам, взрослым, очень важно их в этом поддержать.

    Памятка для родителей «Что должен уметь ребёнок в 3–4 года» Внимание. Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут. Удерживать в поле зрения 4-5предметов. Складывать разрезную картинку.

    Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 4–5 лет» Речевое развитие: • Правильно произносить все звуки родного языка; • Использовать в речи существительные, обозначающие профессии; • Употреблять.

    Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Общее развитие • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране.

    Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок младшей группы к концу учебного года» Памятка для родителей. «Что должен знать и уметь ребёнок младшей группы к концу учебного года». Самообслуживание Уметь самостоятельно одеваться.

    Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

    Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

    Для каждого возраста есть определенные нормы.

    Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

    Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

    Особенности 5-го года жизни

    К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

    СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

    Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

    В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

    Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

    Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

    Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

    В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

    Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

    Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

    Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

    Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

    В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

    Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

    Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

    Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

    Что должны уметь делать?

    В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.
  • При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

    В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.
  • Физические показатели

    У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  • Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  • Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  • Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  • Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  • Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  • Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  • Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.
  • Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

    • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
    • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
    • Картинку с 3 кругами разных цветов;
    • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).
    • Задачи:

    • Спросить, какое сейчас время года.
    • Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
    • Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
    • Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
    • Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
    • Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
    • Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.
    • Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

      Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

      1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
      2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.
      3. Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

        В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

        С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

        СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

        Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

        В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

        Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

        Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

      4. Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
      5. использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
      6. умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
      7. может с выражением прочитать стихотворение;
      8. знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
      9. знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
      10. знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.
      11. К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

        1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
        2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
        3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
        4. Лепить мелкие детали из пластилина;
        5. Завязывать и развязывать шнурки.
        6. У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

        7. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
        8. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

        Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

        Речь детей по возрасту

        Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

        Что такое нормальное речевое развитие

        Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

      12. Подготовительный (от рождения до 1 года).
      13. Преддошкольный (от года до 3 лет).
      14. Дошкольный (3 – 7 лет).
      15. Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

        Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

        Что влияет на правильное развитие речи?

        Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

        К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

        Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

        На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.

        Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

        Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

        Правильному развитию речи способствуют:

        • Эмоционально положительное окружение;
        • Спокойствие в семье;
        • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
        • Чувство защищенности в семье;
        • Терпение родителей по отношению к ребенку;
        • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

        Основные этапы развития речи

        Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

        Речь ребенка от 2 месяцев до года

        Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

      16. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
      17. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
      18. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).
      19. В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми.

        Количество месяцев от рождения

        2 Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
        3 Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
        4 Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
        5 Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
        6 Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
        7 Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
        8 Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
        9 Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
        10 Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
        11 Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
        12 Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

        Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

        Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

      20. Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
      21. Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
      22. Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» — это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
      23. К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» — молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
      24. Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
      25. Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» — «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
      26. Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
      27. Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще — существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
      28. Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

        Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

      29. В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
      30. Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
      31. Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
      32. Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
      33. Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
      34. Возникают сложности с буквами «л» и «р».
      35. Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
      36. Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
      37. Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
      38. Умеют рассуждать и делать выводы.
      39. Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
      40. Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).
      41. Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

        В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

      42. Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
      43. Точно называет предметы и их качества.
      44. Придумывает собственные слова и даже стихи.
      45. В речи много прилагательных, предлогов.
      46. Становится больше личных местоимений
      47. Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
      48. Происходит овладение монологической речью и пересказом.
      49. Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
      50. Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
      51. Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
      52. Говорит не быстро.
      53. Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
      54. Нормы речевого развития детей 5 — 7 лет

        К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

      55. Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
      56. Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» — это и самолет, и автобус, и машина).
      57. Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
      58. Знает, где право, лево; сколько времени.
      59. Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
      60. Знает название страны, столицы.
      61. Оперирует географическими понятиями.
      62. Знает правила движения пешеходов.
      63. Склоняет существительные по числам и падежам.
      64. Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
      65. Верно использует все части речи
      66. Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
      67. К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.

        Возраст ребенка в месяцах/годах

        Речевые навыки

        18/1,5 Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
        24/2 Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
        36/3 Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
        48/4 Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
        60/5 Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
        72/6 Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
        84/7 Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления.

        Логопедические занятия по развитию речи

        Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

      68. Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
      69. Артикуляционная гимнастика
      70. Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
      71. Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
      72. Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
      73. Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
      74. Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
      75. Чтение.
      76. Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
      77. Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
      78. Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
      79. Упражнения на укрепление мышц

      80. «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
      81. «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
      82. «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
      83. Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

      84. Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
      85. Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.
      86. Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

      87. Игнорирование задержек в развитии.
      88. Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
      89. Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
      90. Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
      91. Взрослые мало читают малышу.
      92. Когда стоит обратиться к логопеду

        Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

      93. Не происходит гуления и лепета.
      94. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
      95. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
      96. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
      97. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
      98. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
      99. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
      100. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
      101. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
      102. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.
      103. То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.

        Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

        Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

        Читайте так же:  Задания для развития мышления для детей 5 лет. Картотека игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста