Диагностика для дошкольников по экологии. Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Экологическое воспитание приобретает новое значение в дошкольном воспитании. Своевременное закладывание основных элементов экологической культуры — залог становления осознанного положительного отношения к природе.

Главной формой работы по формированию первых элементов экологической культуры у дошкольников можно считать занятия, отличающиеся многообразием форм их проведения и используемых методов.

Занятие — основная форма работы

В условиях ДОУ экологические занятия считаются традиционной формой обучения, воспитания. При изучении тем по экологическому воспитанию дошкольников они позволяют сформировать первые представления о природных явлениях, об отношении к окружающему миру. Проводятся с детьми всех возрастов, что отражается на их специфике, выборе методов и приемов.

Занятия обладают большими возможностями. Накопленные при экскурсиях и наблюдениях представления, чувства качественно преобразуются в углубленные экологические познания. Под контролем взрослого формируется система простых и элементарных знаний в соответствии с требованиями образовательных программ. Знания предоставляются системно, последовательно. Развиваются познавательные процессы, способности.

Главная цель занятий — воспитание осознанного отношения к окружающей природе, людям, самому себе; развитие способностей воспринимать окружающий мир, любить и понимать его, бережно относиться к нему с ранних лет жизни.

  • формировать видимый интерес к окружающей ребенка природе;
  • развивать мотивацию к сохранению природы, к заботе о ней;
  • формировать экологическое сознание;
  • обучать детей экологическим знаниям.
  • Подготовка к занятиям

    Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи. Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы. Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания.

    При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.

    В любом занятии выделяется несколько основных частей:

    • название;
    • программное содержание — конкретные задачи, цели;
    • материал;
    • форма проведения;
    • методы;
    • ход занятия.

    Структура проведения экологического занятия следующая:

  • введение в тему, выделение целей и задач, объяснение того, что дети должны узнать, освоить;
  • самостоятельная или совместная с воспитателем деятельность: дети выполняют задания под постоянным контролем, воспитателем оказывается поддержка, помощь или поощрение тем, кто в них нуждается.
  • Современная педагогика выделяет несколько типов обучающих занятий.

    Первично-ознакомительные. Проводятся для ознакомления с представителями дикой природы, которых наблюдать не получается, природными законами, явлениями, связями между компонентами окружающей среды.

    Главный элемент ознакомительного занятия — наглядность. Но на первом месте все равно находится словесный метод, чаще беседа, но обязательно проводимая совместно с использованием различных демонстрационных пособий (картинки, фото, видеофильмы). Эти наглядные средства обучения способствуют формированию отчетливых начальных представлений о природе.

    Часто компонентами таких занятий становится чтение литературы, просмотр слайдов, презентаций. Важным элементом считается слово воспитателя. Благодаря ему обеспечивается доступное и последовательная подача содержания материала и от него зависит общий результат обучения.

    Занятия по углублению, расширению знаний (углубленно-познавательного типа) направлены выявление связей, закономерностей.

    На них применяют как словесные, наглядные методы, так и практические: длительное наблюдение, самое простое экспериментирование, демонстрацию моделей. Очень эффективно использовать труд ребенка в природе. Углубленные занятия проводятся тогда, когда полученные знания необходимо закрепить, уточнить. Они способствуют интеллектуальному детскому развитию. Дети учатся находить элементарные связи, делать выводы. Это качественно развивает мышление ребенка.

    Обобщающие занятия выполняют следующие цели:

    1. обобщить знания;
    2. формировать умение сравнивать, способность делать выводы, проводить простейший анализ;
    3. развивать речевую активность и абстрактное мышление.

    При проведении обобщающих занятий эффективно применение дидактических игр, наблюдений, методов, позволяющих полученные знания использовать на практике.

    Среди всех форм наибольшую популярность у педагогов приобрели комплексные занятия. Эта форма, которая решает несколько задач сразу. Поэтому состоит из следующих частей:

  • В начале уточняются и актуализируются детские знания по теме. Это развивает интеллектуальные способности и формирует познавательную активность;
  • Во второй части используются немного другие методы работы: беседа по экологическому воспитанию, показ, наблюдение;
  • Заключительная часть — самостоятельное детское творчество, поисково- познавательная деятельность, в которой ребенок через свою творческую и познавательную активность сам познает новое для него.
  • При верной организации комплексное занятия становится очень эффективной формой воспитания. Она развивает личность ребенка, помогает быстрому, системному освоению материала. Смена видов деятельности способствует отсутствию у детей усталости, не приводит к затуханию интереса к теме. Для удержания внимания используется музыка, кино, физкультминутки.

    Формы и эффективные методы

    Формы экологических занятий очень разнообразны. Касается это и методов. С учетом ФГОС и требований методических рекомендаций при составлении плана мероприятий по экологическому воспитанию предпочтение нужно отдавать игровым, наглядным, проектным методам .

    Среди методов работы наиболее применяемые беседы познавательного характера, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, показ фильмов, презентаций, упражнения, несложные эксперименты, опыты. Используются сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры.

    Можно поработать со сказкой, другими видами народного творчества. Часто в состав включаются коррекционные элементы. В последнее время приобретают популярность интегрированные занятия, сочетающие в себе несколько направлений воспитания. Немаловажную роль выполняют проводимые воспитателями открытые занятия.

    Среди нетрадиционных форм работы используются импровизированные путешествия, КВН, “Экологический калейдоскоп”, уроки доброты, мышления, занятие-квест.

    Игра — важнейший метод воспитания

    Роль игры при любом виде воспитания неоценима. Игра — ведущая деятельность в жизни дошкольника. Особенности ее применения не знают границ. В игре дети раскованы, способны проявлять инициативу, творчество, любознательность и заинтересованность.

    Экологические игры отличаются содержанием, формой организации, количеством участников, видами в зависимости от реализуемых задач. Существуют игры творческого характера и игры с установленными правилами.

    Дидактические игры — игры с заранее установленными правилами, которые проходят по готовому содержанию. В ходе игры дети углубляют уже имеющиеся представления о живом, явлениях природы. Они развивают память, внимание, любознательность, учат применять знания в других условиях. В дидактических играх дети получают возможность сравнивать, находить отличия, обобщать и систематизировать. Дидактические игры бывают следующих типов:

    В ходе предметных игр используются разные предметы (листья, плоды). Они конкретизируют, обобщают знания дошкольников, дают возможность оперировать предметами из дикой природы, сравнивать, отмечать их особенности и отличия самостоятельно.

    При настольно-печатных играх с лото, картинками дети систематизируют и классифицируют полученные знания. Словесные игры проводятся для закрепления знаний. Любые игры должны обязательно сопровождаться словом педагога.

    Подвижные игры связаны с подражанием разным животным и их образу жизни, имитацией звуков дикой природы. В ходе таких игр происходит закрепление знаний, формирование устойчивого интереса к изучаемым темам. Кроме того, они развивают ловкость, быстроту.

    Народные игры основаны на народном творчестве, опыте предыдущих поколений. Примеры: “У медведя во бору”, “Лесные пятнашки”.

    В творческих играх дошкольники получают возможность отразить впечатления в творческой деятельности. Популярными являются строительные творческие игры, при которых используется натуральный природный материал, из которого при старании можно сделать игрушку, поделку. Эти игры дают простор фантазии и раскрывают творческие способности. Воспитатель не дает ребенку уже готовые знания, дети получают их в ходе поисковых действий.

    Чтобы познакомиться со свойствами различных природных материалов можно использовать игры-иллюстрации.

    Хорошим способом закрепления изучаемого материала является инсценирование в играх сюжетов из дикой природы, сказок. Хорошим эффектом обладает внесение в игровые формы загадок, поговорок.

    Сюжетно-ролевые игры самые сложные при подготовке, но они считаются наиболее эффективной формой работы по воспитанию у дошкольников положительного отношения к природе.

    Проектная деятельность

    Хороший результат дает проектная деятельность, объединяющая в себе множество видов учебной, воспитательной деятельности. Она способствует формированию жизненного опыта при взаимодействии с объектами природы. Работая над проектом, ребенок закрепляет свои теоретические знания, чувствует себя испытателем, первооткрывателем. Он может реализовать свои познавательные потребности сам.

    Проектная деятельность- это решение установленных задач в процессе самостоятельного исследования. Полученные в результате такой деятельности знания помогают детям понять законы природы самостоятельно, обобщить материал. При работе над проектом ребенок сам ведет наблюдения, экспериментирует, играет, сочиняет сказки, рассказы. К выполнению проекта очень эффективно привлекать родителей дошкольников.

    Для должного эффекта воспитания необходим пример взрослых. Поэтому без привлечения к экологическому воспитанию родителей его эффективность снижается. Качество воспитания детей обусловлена тем, какие экологические ценности существуют в его семье. Влияет уклад, уровень, жизни семьи. Работу с родителями можно проводить в разных формах:

  • общие или групповые родительские собрания;
  • любые совместные мероприятия (праздники, десанты, экскурсии и др.);
  • дни открытых дверей;
  • проектная деятельность вместе с детьми;
  • выставки литературы и детского творчества;
  • индивидуальные, групповые консультации для родителей.
  • Эти формы демонстрируют родителям, какие знания есть у детей, показывают, что эти полученные знания и навыки нужны для формирования основ детской экологической культуры.

    Занятия для младших дошкольников

    Знакомство с элементарными знаниями о природе в младшей группе происходит через слово воспитателя и с помощью множества наглядных методов. Используются картинки, экспонаты живого уголка, фотографии, иллюстрации из детской литературы с очень простым сюжетом. Слово педагога представляет собой небольшое пояснение, рассказ, который преобладает над речью ребенка. Неплохо словесные методы дополнять интересными движениями, звуками, игровыми компонентами и подвижными играми.

    Занятия в средней группе

    Дети 4-5 лет сензитивны ко многим видам деятельности, в первую очередь к игровой. С помощью игровых элементов можно знакомить детей с природой, формировать чувство сопереживания и созидания, восприятия природной красоты.

    Система работы с дошкольниками средней группы предусматривает разную деятельность. Можно использовать чтение, инсценировки, игры, рассматривание иллюстраций, творческую деятельность.

    В этом возрасте важно начальное формирование отношения к природе, ее взаимосвязям. Происходит накопление начальных представлений об окружающем мире. Воспитатель и родители должны стать для ребенка носителями экологической культуры.

    На занятиях по экологии в средней группе необходимо больше активизировать детскую речь: просить давать ответы, включать детей в беседы. Как и для младшей группы неплохо разнообразить занятия игровыми элементами, загадками, стихами.

    Особенности занятий в старшей, подготовительной группе

    Формы, методы работы на занятиях по экологии в старшей группе несколько усложняются. Уже можно использовать наблюдения за растениями, животными, комплексные занятия с игровыми обучающими ситуациями.

    В подготовительной группе, старшей группе нужно уделить внимание творчеству детей: дети должны учиться воспринимать произведения искусства природной тематики, словесно-литературному творчеству. Эффективно рисование иллюстраций к произведениям о природе, изготовление поделок, организация выставок.

    Каждую тему воспитатель может раскрыть по разному, для младшей, средней и старшей группы воспитанников. Приведем для примера несколько тем:

  • Природа и экология планеты Земля;
  • Экосистема луга;
  • Знакомство с Красной книгой;
  • Лес-наше богатство;
  • Мир животных;
  • Флорой и фауна родного края;
  • Мы друзья природы;
  • Волшебная вода;
  • Бережное отношение к растениям и животным;
  • Путешествие по стране Экология;
  • Такие разные деревья;
  • Зимующие птицы.
  • Экологическое воспитание в дошкольном учреждении несомненно важно. В ходе его реализации складываются самые первые представления об окружающем мире. От того насколько система этих представлений будет сформирована зависит формирование экологической культуры дальше. Занятие как форма воспитания, характеризующаяся разнообразие форм, методов, является универсальным средством закладки основ познания законов окружающей природы для маленького ребенка.

    Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

    ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПРИРОДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

      Ирина Лукьянова 1 лет назад Просмотров:

      1 ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПРИРОДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Выполнила: воспитатель Ваганова Татьяна Сергеевна г. Нижневартовск

      2 Актуальность темы. Проблема формирования представлений о сезонных изменениях природы у старших дошкольников является важнейшей в настоящее время. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому формирование у старшего дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности. При ознакомлении старших дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Развитие представлений о сезонных изменениях в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д.Ушинским и В.А.Сухомлинским. Также необходимо отметить важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Модернизация системы образования предъявляет требования к содержанию дошкольного образования, которые прописаны в Федеральном государственном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. правовом документе, определяют необходимость создания условий для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Природа как окружающая среда, достаточно полно представлена в экологическом современно образовании. Но кроме этого в нем свое место должен найти и «мир природы», который будет способствовать развитию наблюдательности в процессе наблюдения сезонных изменений в природе. Актуальность выявленной проблемы определила тему нашего исследования: «Изучение сформированности представлений о сезонных изменениях природы у старших дошкольников»

      3 Объект исследования: процесс формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: условия, способствующие формированию у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Цель исследования: изучить особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе и определить наиболее эффективные условия для формирования этих представлений. Гипотеза: формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего возраста будет успешным, если будет определен и критериально диагностирован аппарат оценки сформированности представлений Задачи: 1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования дошкольников. 2. Проанализировать требования программ по экологическому образованию в детском саду. 3. Разработать проект педагогических технологий по формированию представлений о временах года у старших дошкольников 4.Теоретическими основами исследования являются положения С.Н. Николаевой об особенностях формирования представлений о природе у дошкольников; Е.В. Гончаровой о специфике сезонных изменениях в ХМАО, знакомстве с ними детей дошкольного возраста Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; наблюдение, беседа; констатирующий и проект формирующего эксперимента.

      4 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Экологическое образование в процессе ознакомления детей с природой В педагогической литературе содержание понятия «экологическое образование» трактуется по-разному. Н. М. Мамедов и С. Н. Глазачев понимают под экологическим образованием непрерывный образовательный процесс, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры. «Всестороннее экологическое образование возможно, отмечают они, если сформировалась соответствующая теоретическая система знаний и потребность в ее «опредмечивании» и дальнейшем развитии» Н.А.Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций 1. А.А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни 2. Формирование основ экологического сознания происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности. В системе экологического образования большое значение имеет первое звено детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей. 1 Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: Учебное пособие. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», C Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, C. 112.

      5 Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоциональночувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами: экологическое образование дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка; обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В своих работах И.Д.Зверев, анализируя содержание экологического образования я дошкольников, говорит о наличии следующих элементов: система знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; система норм и правил отношения к природе; умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования экологической культуры 3. Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Задачи экологического образования в дошкольном учреждении это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. По мнению С.А.Суркиной, они сводятся к следующему: создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания; систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологическогообразования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей; осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование; выявление уровня экологической культуры реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя 4. 3 Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. М.: Педагогика, C Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: Учебное пособие. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», C. 49.

      6 Теоретической базой подготовки дошкольников к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен системой занятий по экологическому образованию дошкольников и нерегламентированной деятельностью экологической направленности. Эти экологические знания на протяжении ряда занятий переводятся в убеждения, доказывая тем самым необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют основы экологического сознания. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). Дошкольный период чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К.Д.Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания. В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Большое значение для экологического образования дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и пригородных

      7 ландшафтов, прекрасных русских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия на природу, экологические трудности. В содержание экологического образования включаются ценностнонормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической практической), понять красоту, самоценность живого существа. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека. Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо плохо», «добро зло», «красиво некрасиво»), поэтому в экологическом образовании детей большое внимание надо уделять эстетическому и нравственному аспектам. Дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учетом ее сохранения и защиты. Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем Сезонные явления в мире природы Сезонные изменения в природе это природные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность живых организмов. Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Сезонные изменения, или смена времен года, обусловлена годовым обращением Земли вокруг Солнца при изменении наклона земной оси к плоскости орбиты. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разные сезоны года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность,

      8 что, в свою очередь, влечет за собой изменения в жизни растений и животных. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Причем, астрономическое наступление сезонов года не совпадает с их календарными сроками. Так, например, по календарю весна наступает 1 марта, а астрономические сроки наступления весны 21 марта (день весеннего равноденствия). Кроме того, и календарные, и астрономические сроки наступления сезонов года не соотносятся со сроками периодических сезонных изменений в мире растений и животных. В каждом сезоне года было выделено несколько подсезонов. Подсезон это характерный период времени, ограниченный рубежными явлениями живой природы. Например, в европейской части России весна делится на 4 подсезона: 1) снеготаяние продолжается от первых проталин в полях до зацветания серой ольхи и орешника-лещины. В этот период весны разрушается и пропадает снеговой покров, начинают очищаться ото льда водоемы, начинается сокодвижение у кленов и берез; наблюдается прилет грачей; после зимнего оцепенения пробуждаются холодовыносливые насекомые (мухи, муравьи, бабочки крапивница и крушинница); 2) оживление весны начало совпадает с зацветанием мать-и-мачехи, конец с облиствлением березы. В этот период окончательно освобождаются ото льда водоемы. Бурно оживают растения. Наблюдается вылет медоносных насекомых (шмелей), прилетают журавли; 3) разгар весны продолжается от облиствления березы до зацветания рябины и лиловой сирени. В этот период происходит полное облиствление деревьев и кустарников, появляется большое количество насекомых, прилетают насекомоядные птицы, запевает соловей; 4) предлетье начало зацветание рябины и лиловой сирени, конец знаменуется зацветанием местных видов шиповника. Всего в году выделяют 14 подсезонов. Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. Так, у деревьев и кустарников изменения: набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Организуя в дошкольном учреждении работу по экологическому образованию детей, мы учим их наблюдать природу, видеть и фиксировать те явления, которые характерны для того или иного сезона и подсезона.

      9 Задачи и содержание знаний у старших дошкольников о сезонных явлениях в природе «Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года». Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Знакомить детей с природой начинают в первой младшей группе. В этой возрастной группе организуются сезонные наблюдения, в результате которых дети должны усвоить элементарные представления о природных сезонных явлениях. Во второй младшей группе знания детей расширяются, они должны научиться выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер качаются деревья, светит солнце становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка). В средней группе в ходе сезонных наблюдений дети учатся устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, сравнивать и называть время года, выделять основные признаки. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы. В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Дети этой возрастной

      10 группы самостоятельно называют времена года, отмечают их особенности, знают о взаимодействии человека и природы в разное время года, устанавливают зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. К концу года дети подготовительной группы должны иметь следующие знания: характерные признаки времен года, соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Старшая группа Осень На прогулках детей старшей группы знакомят с большим разнообразием сезонных явлений, подводят их к обобщению накопленных знаний о признаках осени. На каждой прогулке нужно привлекать детей к наблюдениям. Воспитанникам старшей группы надо показать уже некоторую последовательность в изменении осенних явлений (с ранней до поздней осени), приучать самим подмечать изменения в окружающей природе. У каждого времени года своя красота, надо дать детям почувствовать красоту осени. Наблюдения неживой природы. Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Воспитатель приучает детей следить за погодой, связывая наблюдения с личным опытом детей и их деятельностью, спрашивает, как надо одеться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки. Сначала воспитатель вместе с детьми определяет по разным признакам, какая погода, а потом дает задание самостоятельно определить и сказать, ясно или пасмурно, тихо или ветрено, сухо или идет дождь. Надо обращать внимание детей на то, что в ветреную погоду качаются деревья, ветер гонит сухие листья. С силой ветра дети познакомятся в играх с вертушками. Из наблюдений за погодой дети узнают, что в начале осени солнце светит ярко, небо голубое, как летом, потом день становится короче, ясные дни все реже, небо покрывается тучами, часто идут дожди, на улице лужи и грязь, дует холодный ветер. Воспитатель подводит детей к выводу, что похолодание, ветры, дождь характерные признаки осени. Наблюдения за растениями. В старшей группе углубляют и уточняют те знания о листопаде, которые дети получили в средней группе. Они узнают, что осенью становится холодно, листья на деревьях изменяют окраску, сохнут и опадают, созревают семена и плоды. Во время прогулок (начиная с ранней осени) проводятся наблюдения за деревьями и кустарниками своего участка или ближайшего окружения. Детей знакомят с последовательностью изменений в жизни растений, подводят к

      11 установлению причинной зависимости между предметами и явлениями природы. Организуя наблюдения за пожелтением и опаданием листьев, надо вспомнить, какие листья были раньше летом или прошлый раз. Можно обратить внимание на то, что не все листья на деревьях и кустарниках одновременно пожелтели и осыпались, дать задание найти деревья с пожелтевшими листьями и с зелеными, назвать некоторые из них. С детьми старшей группы проводятся две-три экскурсии в ближайший лес или парк, на огород, в сад или к овощному магазину. Цель экскурсий уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью. Наблюдения за животными. В сентябре есть еще насекомые, но уже нет многообразия бабочек, как во время цветения лугов. Осенью встречаются только те, которые зимуют во взрослом состоянии, забираясь в трещины заборов, под опавшие листья. Наблюдения за насекомыми осенью закрепят у ребят представления, полученные летом, и подведут их к выводу о связи исчезновения насекомых с похолоданием, листопадом и увяданием растений. Воспитатель рассказывает о том, что птицам теперь нечем питаться и они улетают в теплые края. В сентябре еще можно наблюдать и за бабочками, летающими над цветами, вспомнить, как много их было летом на лугу и в саду, подчеркнуть, что теперь их стало меньше. Можно спросить ребят, куда исчезают насекомые в холодное время года. Если дети этого не знают, нужно предложить им поискать насекомое в щелях заборов, в куче опавших листьев или под корой на пне. Воспитатель подводит детей к выводу, что многие насекомые не гибнут, а прячутся, готовясь к зиме. Воспитатель привлекает внимание детей к птицам, прилетающим на участок, учит различать их по внешнему виду, повадкам, крику. Отметить, что осе0нью уже нет многих птиц, за которыми дети наблюдали летом (ласточки, скворцы). Желательно понаблюдать за отлетом птиц. Зима При ознакомлении детей с природными изменениями в зимнее время, воспитатель обращает больше внимания на явления в неживой природе, потому что из-за холода происходят изменения в жизни живых существ и растительного мира. Живая природа в зимнее время как бы находится в покое. В старшей группе для более последовательного осуществления программы нужно провести несколько экскурсий или целевых прогулок в лес, на луг и водоем. Их целесообразно совершать в те места, куда ходили летом. Дети увидят снежный покров там, где раньше была трава и цветы; деревья и кустарники без листьев, не летают стрекозы, бабочки, не слышно веселого пения птиц, на речке лед вместо воды. Педагог подводит детей к пониманию последовательности явлений в природе, смены времен года.

      12 На целевых прогулках к водоему зимой дети видят те изменения, которые произошли с водой. Водоем покрылся льдом, на льду ходят люди, дети катаются на коньках. Воспитатель предлагает вспомнить, каким был водоем летом. Объясняет детям, что лед это вода, изменившаяся под воздействием холода. Так детей подводят к установлению простейших причинных связей. На прогулке, после снегопада, педагог обращает внимание детей на снег, когда нет мороза. Он липкий, и дети могут сооружать всевозможные постройки из снега. Когда сильный мороз, снег рассыпается в руках, скрипит под ногами. В ясный морозный день следует обратить внимание детей на цвет снега в зависимости от освещения: на солнце, в тени. На солнце он блестит, переливается, искрится. Снежинки при сильном морозе легкие, вьются в воздухе, выпадают в форме звездочек, при слабом морозе напоминают крупу. В теплую погоду снег падает большими хлопьями и всюду быстро ложится белый покров, деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд. Зима, как художник, окрашивает вс? вокруг пушистой белой кистью. Воспитатель обращает внимание детей, как красиво зимой, предлагает полюбоваться красотой высоких сугробов, серебристым инеем, понаблюдать за метелью. Так он развивает способность видеть красивое в зимней природе. Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и неживой природы проводят различные опыты. В старшей группе воспитатель может проводить с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание льда. Соединение повседневных наблюдений помогает детям практически усвоить причину изменений, и самостоятельно сформулировать вывод: от тепла тает снег, от холода замерзает вода. Таким образом дети подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры и правильно оценивать различные явления природы. Весна Наблюдения неживой природы. На каждой прогулке, особенно в апреле или мае, можно обнаружить изменения в природе; надо приучить детей замечать. Воспитатель обращает внимание на запах цветущих деревьев и кустарни1ков, приучает различать некоторые из них по запаху. Для упражнения в распознавании деревьев можно провести игры и занятия на сравнение веток, листьев, цветов. С наступлением теплых дней надо привлекать внимание детей к изменениям, происходящим с деревьями и кустарниками: показать набухающие почки, вспомнить, что появилось из почек на ветках, которые стояли в группе, предложить понаблюдать, когда распустятся почки на каком-нибудь кусте или дереве. Во время экскурсии следует задавать детям вопросы, помогающие им лучше увидеть происшедшие изменения и установить связь между погодой и таянием снега. «Посмотрите, дети, что сделалось со снегом в парке. А какой

      13 снег был, когда мы приходили сюда зимой? Почему снег тает? Весь ли снег растаял? Покажите, где уже видна земля». Таким образом, детей подводят к установлению зависимости между весенним теплом и таянием снега. Надо предложить посмотреть на деревья и кустарники ветки их голые, но снега на них уже нет, обратить внимание на птиц воробьев, ворону: воробьи громко чирикают и прыгают, пригревшись на солнце. На экскурсиях изменения в жизни животных и растений необходимо связать с потеплением: «Стало тепло, солнце греет сильнее, распустились почки на деревьях». В лесу в это время можно услышать кукование кукушки, надо предложить детям внимательно прислушаться к нему. Лето Для обогащения представлений с детьми старшей группы проводят экскурсии на луг, в лес, поле, водоем. Отправляясь летом на луг, можно сказать детям, что они идут в гости к бабочкам, кузнечикам, птичкам. Придя на луг, дети будто попадают на летний праздник: ярко светит солнце, пестреют разными красками цветы, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы. На лугу надо приучать детей любоваться цветущими растениями, которые привлекают внимание красотой, приятным запахом; без надобности не рвать их, собирать столько, чтобы рассмотреть растение. Воспитателю следует обратить внимание детей на травы главное богатство луга, что они не только красивы, но и полезны. Среди них есть кормовые, декоративные, лекарственные, медоносные, а также ядовитые. С ядовитыми растениями лучше знакомить по картинкам, рассказать об опасности соприкосновения с ними, предупредить, что эти растения нельзя трогать руками. На лугу педагог объясняет связь между жизнью насекомых и растений. Почему бабочки, пчелы садятся на цветы, почему их много в хорошую погоду. Дети узнают, что насекомые переносят цветочную пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян. Интересно побывать летом в лесу. Там детей нужно учить ходить так, чтобы заметить красоту вокруг, услышать пение птиц, проникнуть в его тайны, не нарушая обычный ритм жизни обитателей леса. Дети должны запомнить правило: «Много видит и слышит в лесу тот, кто идет не спеша, бесшумно». В лесу воспитатель расскажет также и о грибах. Лето грибная пора. В жаркое, засушливое лето грибы растут плохо. А если лето теплое, часто идут дожди, грибов будет много. Она научит детей собирать грибы, расскажет, где они растут, чем отличаются съедобные от несъедобных, как размножаются. Воспитатель обращает внимание дошкольников на роль долготы дня, как изменяется вид леса, луга, поля на протяжении летнего сезона. В летнее время проводятся опыты, помогающие установить зависимость состояния растений от количества влаги в почве. Воспитатель объясняет, что в жаркую сухую погоду поливать растение нужно больше, обращает внимание на то, как быстро вянет, опускает листья растение,

      14 которое не полили. Дети начинают понимать зависимость состояния растений от условий окружающей природы, погоды. Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе и в растительном мире происходит главным образом непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью животных, птиц это почти невозможно. Поэтому педагог широко использует художественную литературу, рассказы, картины, фотографии, просмотры видео-, диафильмов. Дети не могут представить себе, как заяц может менять шерсть на зимнее время, ежик и медведь целую зиму спать, почему и куда улетают птицы, где и как зимуют стрекозы, жучки, мотыльки. Чтение книг, беседы вызывают интерес у детей к различным сторонам жизни животного мира, птиц, насекомых. Наблюдения, проведенные в течение лета, подготавливают детей к восприятию особенностей, своеобразия зимнего времени года, дают возможность понять последовательность происходящих изменений в живой и неживой природе. Проводят экскурсии в разные места, воспитатель подводит детей к пониманию того, что в сезонных явлениях природы проявляется приспособление организмов к условиям окружающей среды. Дети уточняют свои знания о характере жизнедеятельности живых организмов в разные времена года, о подготовке животных к зиме (накапливание жира, отрастание теплого меха, зимняя спячка, отлет в теплые края птиц и т.д.) Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, под кору деревьев и спят всю зиму, зимующие птицы прилетают к жилищам в поисках корма. Под снежным покровом не померзнут молодые ростки, корни, семена растений. Летом ветер разносит семена растений на далекое расстояние, так происходит посев в природе. Растения приспосабливаются к свету поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу; погодным условиям раскрывают цветочные корзинки; холоду прекращают рост. Приспособление организмов проявляется в строении органов живых организмов, способах передвижении, питания, потребности в свете, влаге, воздухе, температуре. Обо все этом дети узнают их бесед с воспитателем во время прогулок, экскурсий и занятий. Детей старшей группы необходимо познакомить с трудом взрослых в поле, саду, огороде. С этой целью проводится экскурсия в теплицу, где дети наблюдают за работой овощевода, за тем, как он рыхлит землю, пропалывает, поливает, собирает урожай. В старшей группе более систематическим становится наблюдение за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль человека в охране и преобразовании природы. Наблюдения дополняются трудом самих детей, которые уже понимают зависимость жизни растений от сезонных условий, и что трудовые процессе различны в разное время года. Под контролем воспитателя дети зимой принимают участие в устройстве горки, расчищают дорожки от снега, кормят

      15 птиц. Летом поливают растения, пропалывают сорняки в цветнике, собирают семена. Таким образом, содержание программы «Радуга» по ознакомлению дошкольников с временами года, ориентирует педагогов дошкольного учреждения на передачу детям знаний о сезонных явлениях природы, имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоциональноположительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе. Таким образом, программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей: причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины; последовательных последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов; временных совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной. Проанализировав задачи в разных возрастных группах по формированию представлений о сезонных явлениях, мы выяснили, что в дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя. Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон).

      16 Таким образом, каждый ребенок при переходе в начальную школу должен уметь вести наблюдения над погодой, уметь определять основные признаки сезонных изменений в природе, овладеть навыками описания растений, животных, уметь составлять календарь природы Сезонные изменения в природе ХМАО Осень Осень начинается в нашем крае примерно в середине августа: удлиняется ночь и становится короче день; часто выпадают заморозки на почве; резкий холодный ветер несет низкую пелену туч, начинаются холодные дожди. Но бывают безоблачные дни и сухая погода. В прозрачном воздухе ярко проявляются краски золотой осени золотые кроны берез, багряные осина и рябина. Еще темнее становятся ели и пихты. В начале сентября еще звучат голоса птиц, но к концу первой декады стихают и они. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. С 9 сентября температура воздуха опускается ниже +10 градусов. С началом октября быстро понижается температура воздуха. Периодически выпадает и тает снег. Идут моросящие дожди. В середине октября устанавливается снежный покров, замерзают реки и озера. В первые дни осени улетают на юг стаи куликов, береговых ласточек, куликов. У большинства растений дозревают семена и плоды. На болотах появляются ядовитые шишки белокрыльника, поспевает клюква, брусника. В период глубокой осени болотные биотопы пустеют: отлет гусей, уток, куликов. В первой декаде октября пихты начинают рассеивать свои семена летучки. Время рассеивания семян пихтой пора больших забот у синичек и поползней, они спешат, как можно больше запасти семян на зиму. С началом октября уходят на зимовку серые жабы, прячутся слизни, отлетают на юг последние трясогузки, лебеди крикуны, орланы белохвосты и семьи запоздалых журавлей. Ледостав. В начале ноября вода становится «тяжелой», по ней плывут округлые льдины, которые кружась сталкиваются между собой и о забереги идет шуга. Через день два мороз усиливается, льдинки шуги начинают смерзаться в крупные, плывут с трудом, дольше задерживаются у берегов, тормозя другие. Постепенно и они смерзаются в огромные поля, которые перегораживают все живое русло реки, наступает ледостав. 21 ноября, в Михайлов день — утолщается лед на реке. Озера и мелкие речки покрываются льдом раньше. Хвойный лес стоит пока зеленый: снег не покрыл древесных ветвей. Под деревьями сохраняются темные бесснежные участки, приствольные круги.

      17 Они особенно заметны под кронами елей и пихт. Это привлекает зимующих птиц: синиц, поползней, кедровок. На эти круги часто выбегают рябчики, поклевать бруснику, листья черники. Сюда приходят глухари в поиске ягод. Осень продолжается у нас не более полутора месяцев. Зима Зима самое продолжительное время года. Она длится вместе с весной 6-8 месяцев. Для зимы характерны снег, морозы, замерзшие реки, глубокое промерзание почвы, хмурое небо, студеные ветры. Фазой умеренной зимы начинается холодное, суровое время года, в которое происходит уменьшение света и продолжительность дня. Морозная зима захватывает весь декабрь и январь, морозы сопровождаются сильными ветрами и метелями. Декабрь отличается от ноября более короткими днями, более продолжительными туманами по часов в сутки. В любой зимний месяц возможны оттепели и метели. Хвойный лес заметно начинает белеть от изморози и нарастающих шапок снега на ветвях. «Технология формирования системы знаний о сезонных явлениях природы ХМАО у детей старшего дошкольного возраста» Андрющенко Ольга Андреевна, воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС 21 «Звездочка» 11 Глухозимье сердце зимы стучит морозами, которые угнетают все живое. Для животных это трудное время. Запасает корма на зиму таежное зверье6 бурундуки, белки кедровые орехи; бобры сено и ветви. Лоси кормятся корой и ветвями. Олени добывают мох ягель из-под снега. Трудно приходится птицам: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают подкормиться). Они по-разному приспособились к зиме. Насекомоядные и водоплавающие улетают в теплые края, где нет снега и морозов; другие кормятся семенами растений, остатками пищи человека. Они приближаются к его жилью (сорока, ворона, синица, снегирь, дятел). Кедровки запасают кедровые орехи, глухари, рябчики, тетерева, куропатки питаются сосновой и кедровой хвоей, березовыми почками и сережками, клюквой. Зимой болота пустынны, иногда можно заметить полярную сову. Снег в январе, достигая значительной высоты, защищает растительность от вымерзания в самые холодные дни. Снега благоприятствуют и животному миру. Под их покровом проводят зиму мелкие мышевидные грызуны. В снегу ночуют все куриные птицы: рябчики, глухари, тетерева, куропатки. Весна Весна в нашем крае приходит примерно к 20 апреля. Однако ее приметы можно обнаружить раньше: в середине февраля слышна весенняя дробь дятла, прилетают чечетки, поет весеннюю песню синичка гаичка. Чаще случаются оттепели, после которых возвращаются морозы. Весну можно разделить на снежную, пеструю, голую и зеленую. Снежная весна (середина марта до начала апреля). Яркое солнце, оттаивает снег на пригорках и у стволов деревьев, звенит капель, но в тени холодно, появляется крепкий наст. В начале марта лес предстает зеленым: зимние шапки упали на

      18 землю, а те, что примерзли на ветвях потемнели. В эту фазу в лесу наибольшее количество света в году. В воздухе леса постоянно слышны весенние голоса синиц, поползней, дробь дятла и пение сорок. Пестрая весна (середина конец апреля). Заснеженные участки чередуются с проталинами. Прилетают скворцы, грачи, лебеди кликуны. Бурундуки выходят из своих нор. Пробуждается бурый медведь. Весной на лугах снег сходит раньше, чем в лесах. Много птиц: жаворонки, чибисы, трясогузки, совы. После ледохода на водоемах, окруженных лугами, звучат голоса уток, гусей, чаек. Потепление воды приводит к оживлению амфибий: лягушек, жаб, углозубов. Голая весна (конец апреля начало мая). Снега уже практически нет. Но нет и настоящей зелени. Наступают безморозные ночи, пробуждаются растения. Вскрываются реки. Начинается сокодвижение у березы. Наблюдается массовый прилет птиц, появление комаров, мошек, шмелей. В первой декаде мая реки ХМАО вскрываются, начинается ледоход. «Зеленая» весна начинается с момента схода снега в тайге и зацветания медуницы (с 22 мая) и заканчивается полным раскрытием листьев на березе. Появляется нежная зелень. Зацветает черемуха и луговые травы. Распускаются белые цветы травы кисличка, мерингия, майник двулистный. На полянах в конце мая распускается лесная герань и лютики. В короткую фазу «зеленой» весны ландшафт приобретает зеленый цвет порой за 3-4 дня. Жизнь на болоте пробуждается рано. Как только сходит снег, начинает цвести болотный мирт, появляются листья у черники. В середине мая внешние воды, переполнив русло, выходят на пойму и заливают ее. Этого давно ждут представители рыбного царства: язь, плотва, окунь, щука. Во все периоды весны характерны возвраты холодов. Морозы прекращаются к концу мая, но заморозки на почве возможны до середины июня. В конце мая и даже в начале июня бывают снегопады. Лето Лето на севере короче на целый месяц, начинается оно примерно в середине июня. Лето в нашем северном крае сезон частой смены погоды. Северные ветры приносят холодный и сухой воздух. Летом часты и пасмурные дождливые дни. Июль самый теплый летний месяц. В летний период выпадает много осадков. Коротким таежным летом природа готовится к длинной зиме животные выращивают потомство; созревают плоды и семена растений. Люди ухаживают на огороде за посадками овощей, собирают ягоды, грибы. Зацветает шиповник и малина. У овсянки, пухляка и поползня птенцы покидают гнезда. В середине июля некоторые виды птиц приступают к повторному гнездованию. Фаза «полного лета» длится около месяца. В это время нет резких колебаний температур, преобладают теплые ночи.

      19 Выводы по первой главе Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что сезонными явлениями в природе называют периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов. В дошкольном возрасте возможно сформировать систему знаний о сезонных явлениях в природе. Задачи и содержание знаний детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона. В старшей группе дети могут овладевать обобщенными знаниями о всех сезонах, но и эти знания далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной группе. Дошкольникам доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом. Ребята должны знать последовательность времен года. В педагогическом процессе детского сада используются различные формы и методы обучения детей при ознакомлении их с природой. Экскурсия — является одной из форм ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Экскурсии проводятся как с целью сообщения детям новых знаний, так и для уточнения и обобщения представлений полученных ранее. Формирование представлений о сезонных явлениях во время экскурсий происходит постепенно и требует от педагога тщательной подготовки.

      20 Успехи детей в ознакомлении с природой во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях.

      21 Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальных исследований Дети в старшей группе детского сада уже имеют представления о временах года, о сезонных явлениях в неживой и живой природе, т.к. эти знания им были предоставлены, когда дети были в младшей и средней группах. Теперь, когда дети стали старше, эти представления нужно расширить, уточнить, сформировать реалистическое понимание природных явлений и умение устанавливать связь между ними. Для изучения возможностей формирования знаний о временах года у детей старшего дошкольного возраста мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление представлений дошкольников о сезонных явлениях в природе (зимой и летом). На втором этапе систематизировался полученный материал, определялись критерии и показатели, выявлялись уровни, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, разрабатывался проект педагогических технологий. Третий этап итоговый, был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы. Опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей с временами года мы проводили в детском саду 21 «Звездочка» г.нижневартовска ХМАО Югры. В группе, в которой мы проводили целенаправленное изучение ознакомления детей с сезонными явлениями 20 человек из старшей группы: 10 девочек и 10 мальчиков. Ежедневное наблюдая за ними, мы заметили, что они любознательны, активны, им нравятся и подвижные, и дидактические игры. Главная цель опытно-экспериментальной работы сформировать у детей представления о сезонных явлениях и изучить состояние проблемы в практике ДОУ. Задачи: 1. Определить критерии уровня знаний дошкольников о временах года и провести диагностику. 2. Разработать проект педагогических технологий, направленных на повышение уровня знаний дошкольников о сезонных явлениях в природе (зима и лето) 3. Изучить состояние проблемы в практике дошкольного учреждения.

      22 В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент. Для определения начального уровня знаний старших дошкольников о сезонных явлениях в природе (зима и лето) мы во время прогулок и в повседневной жизни обращались к детям, индивидуально или к двум-трем, задавали им вопросы, беседовали (приложение 1). Таким образом мы выяснили, что дети знают, что нет, какие представления о временах года у них необходимо сформировать. Знания детей оценивались следующим образом: за каждый правильный ответ ребенку начислялся один балл, затем баллы суммировались, и делался вывод об уровне знаний дошкольника о сезонных явлениях в природе. В качестве критериев оценки были условно выделены три уровня сформированности представлений о сезонных явлениях у старших дошкольников: высокий, средний, низкий. Высокий Знания носят системный, обобщенный характер. Ребенок умеет различать сезоны и называть их, знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных и растений. Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями, может объяснить природные закономерности, привести примеры. Средний Имеется определенный объем фактических знаний. Ребенок умеет различать сезоны и называть их, частично знает характерные признаки времен года и частично соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных и растений. Используя подсказку, устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями, может частично объяснить природные закономерности, привести примеры. Низкий Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания. Испытывает затруднения при различении сезонов. С помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ о характерных признаках времен года, неуверенно, подолгу задумываясь, соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных и растений. Не способен устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями, не может объяснить природные закономерности, привести примеры. Условно «высокий» уровень был принят за «5» баллов, «средний» уровень за «4»балла», «низкий» уровень за «3» балла.

      23 2.2. Уровень сформированности представлений о сезонных изменениях природы у старших дошкольников Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего: в какой степени ребенок освоил экологические знания; какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного). Вся диагностика проводится индивидуально с каждым реб?нком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей — рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников. Методика эксперимента. Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Все диагностические задания сгруппированы по тр?м разделам: 1. Представления о природе: а) об объектах живой природы; б) об объектах неживой природы. 2. Отношение к природе.. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами. В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами, характеристика которых составлена на основе рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой. Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе: 3 балла- низкий уровень; 4 балла — средний уровень; 5 баллов — высокий уровень. Содержание диагностического инструментария:

      Читайте так же:  Санаторное лечение детей больных туберкулезом. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу