Дискуссия как метод нравственного воспитания. Классификация методов воспитания

Классификация методов воспитания

Методы воспитания представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательных взаимодействий. И. Ф. Харламов рассматривает методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования [1] . Они предполагают воздействие на сознание, т.е. рациональную сферу личности ребенка, в общении и деятельности (предметной, игровой и продуктивной деятельности, а также в процессе конструирования). Учитывая это, Ю. К. Бабанский выделил три группы методов воспитания в зависимости от места деятельности в воспитательном процессе [2] :

  • • методы формирования и коррекции сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера), которые направлены на формирование осознанного поведения ребенка и основаны на принципе единства сознания и поведения;
  • • методы организации деятельности (упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций), способствующие формированию личностных качеств в процессе выполнения самой деятельности;
  • • методы стимулирования деятельности (соревнование, игра, поощрение и наказание), которые позволяют развить потребностно-мотивационную сферу деятельности.
  • Позднее данная классификация была дополнена еще одной группой методов — методами контроля, включающими в себя наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

    Н. Е. Щуркова, реализовав данные методы на практике, более точно определила значение каждой группы [3] . Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание, способствуют формированию представлений и взглядов, обмену информацией путем убеждения, составляют первую группу — методы убеждения. Методы, с помощью которых организуется деятельность и оказывается влияние на поведение, реализуются путем упражнения <методы упражнения).Методы, с помощью которых осуществляется самоанализ, в результате чего формируется адекватная самооценка воспитанника можно объединить названием «методы самооценки».

    Другие авторы предлагают объединять воспитательные методы:

  • • по условиям формирования социального опыта, его осмысления;
  • • по характеру самоопределения воспитанника как результата воздействия или взаимодействия;
  • • по силе стимулирующих и корректирующих влияний со стороны взрослого;
  • • по результатам воздействия.
  • Однако согласно системному подходу в воспитании, все группы методов воспитания должны представлять собой не разрозненную, а целостную систему, что позволит взаимосвязано использовать их на практике. Поэтому преимущество имеют те классификации методов, которые основаны на интегративной характеристике, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Подобную классификацию еще в 1970—1980-х гг. предложили ленинградские педагоги Т. Е. Конникова и Г. И. Щукина [4] :

  • 1. Методы формирования общественного сознания (в более поздних вариантах у Г. И. Щукиной — методы формирования познания или сознания личности. — Примем, авт.у. рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, пример и др.
  • 2. Методы формирования положительного опыта (позднее — формирования организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. — Примем. авт.) упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
  • 3. Методы стимулирования деятельности (позднее — стимулирования поведения и деятельности. — Примем. авт.) соревнование, поощрение, наказание.
  • Первая группа методов воспитания, в основном, используется в тех случаях, когда до сознания ребенка необходимо донести те нормы и правила поведения, которые помогут ему правильно вести себя в обществе. С этой целью используются разумные, логичные, но простые доказательства, убеждающие ребенка в том, что данный поступок, поведение являются положительными или отрицательными. Встав на нравственную позицию взрослого, дошкольнику легче оценить происходящие в жизни явления. Поэтому К. Д. Ушинский считал убеждение одним из средств нравственного воспитания. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговоров, которые часто не доходят до сознания детей [5] .

    Наиболее «убеждающим» методом словесно-эмоционального воздействия является рассказ на этимескую тему. Он краток, эмоционален, содержит конкретные факты и события, воздействует на чувства воспитанников. Речь в нем идет о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать «хорошему» и «избегать недостойного». Важным условием эффективности рассказывания является опора на социальный опыт детей. Рассказ может сопровождаться показом иллюстраций (произведения живописи, художественные фотографии, изделия народного промысла и т.д.), прослушиванием музыкальных произведений.

    Для детей младшей группы подбираются рассказы, в которых задействовано небольшое количество героев, так как разнообразие действий не позволяет им проследить за основным содержанием. Для детей средней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы, вводится анализ и делаются нравственные выводы. В этом отношении большие воспитательные возможности заключены в народных сказках.

    Этическая беседа подразумевает диалог между педагогом и воспитанником на нравственную тему. Беседы могут проводиться с воспитанниками всех возрастов, быть индивидуальными, групповыми (с несколькими детьми) или фронтальными (со всеми сразу). Здесь каждый может высказать свое мнение, которое педагог затем обобщает, выделяет наиболее показательные в нравственном отношении примеры. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, поэтому педагог должен стимулировать нестандартные вопросы и помогать находить на них ответы. Дети должны иметь возможность не только отвечать, но и спрашивать. Здесь не может быть заранее подготовленного плана. После беседы полезно создать условия для деятельности детей в соответствии с основными сделанными из нее выводами.

    Кроме того, А. С. Макаренко использовал в воспитании отсроченные беседы на хорошо известную воспитаннику тему (например, о его проступке), но делал это не сразу, а через некоторое время, чтобы воспитанник мог сам осознать свершившееся.

    Современная методика проведения бесед, обсуждений различных проблем с учащимися различного возраста разработана Н. Е. Щурковой [6] .

    Объяснение опирается на логические связи между обнаруженными предметами и явлениями окружающей действительности. Оно может быть дано в ответ на вопрос ребенка, который не понял, как нужно поступать, или в ответ на неадекватное действие ребенка, который не знает или не хочет поступать по-другому.

    Разъяснение применяется с целью более глубокого воздействия на чувства и сознание ребенка. Так, разъяснения не нужны, когда речь идет о простых и очевидных нормах поведения (нельзя кидать фантики на иол, кидать камни в птиц и Т.Д.) [7] . Разъяснения лучше употреблять при формировании новых качеств и форм поведения. Самым простым приемом разъяснения является указание на то, что добрые мальчики и девочки делятся игрушкой, что все хорошие люди поступают так или иначе. Здесь не нужен категорический тон, поскольку разъяснением важно расположить ребенка к общению, задаванию встречных вопросов.

    Если этого воздействия недостаточно, то используется внушение, опирающееся на подсознательную сферу ребенка и имеющее характер назидания. Делается оно уверенным и спокойным голосом, гладя прямо в глаза ребенку [8] .

    Увещевания сочетают в себе разъяснения с внушения. Педагогическая эффективность увещевания зависит от авторитета взрослого, его убеждений и личностных качеств, но в любом случае педагог должен уметь найти в личности воспитанника положительные качества, опереться на них, вселить в ребенка уверенность в то, что может исправиться или сделать что-либо лучше. Увещевания могут принимать форму возбуждения чувств стыда, раскаяния, неудовлетворенности ребенка своим отрицательным поступком. Педагог при этом должен показать пути к исправлению поведения.

    Действенным методом воспитания является пример, поскольку его психологической основой является подражательность. Ребенок, особенно дошкольного возраста, сначала непосредственно воспринимает конкретный образ действий взрослого или сверстника, затем действует по образцу, и затем, наконец, у него формируются самостоятельные подражательные действия. Например, в театрализованной деятельности детей учат передавать характер героев, в основном путем подражания. Во время выполнения мимических и пантомимических движений воспитанники стараются передать образ определенного персонажа или изобразить его эмоциональное состояние. Инсценировки, этюды и игрыдраматизации могут использоваться на занятиях, на которых можно проанализировать действия героев, лучше осмыслить нравственные отношения, подражать положительным примерам в жизни.

    Вторая группа методов воспитания направлена на организацию практической деятельности воспитанников.

    Общепринятым методом формирования положительных качеств личности является упражнение. Он заключается в том, что требуемые действия многократно повторяются до доведения их до автоматизма, в результате чего формируются устойчивые навыки и привычки. При этом формирование нравственного поведения зависит от следующих условий: системы упражнений в нравственных поступках; их содержания; доступности и посильности упражнений; объема совершаемой работы; частоты повторений воспитательных ситуаций; контроля и коррекции со стороны взрослого; личностных особенностей воспитанников; места и времени выполнения упражнений; сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; мотивации и стимулирования деятельности, имеющей нравственный смысл. В процессе реализации данных условий в ходе разнообразной деятельности детей учат поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Например, в процессе выполнения общего трудового поручения дети договариваются между собой о распределении обязанностей, по достижении результата в процессе наблюдения — делают выводы о его значимости для коллектива.

    Приучение является интенсивно выполняемым упражнением. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. В младших группах приучение осуществляется в медленном темпе, но часто. Детям постоянно напоминают, как надо вести себя в группе, на занятии, за столом при приеме еды, на прогулке, пока этот навык не закрепится. Через приучение воспитанников побуждают к систематическому выполнению определенных действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения. Воспитатель должен четко определить, какие привычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Для выполнения необходимых действий в старших группах требуется соблюдение более сложной последовательности формирования умений и навыков. Сначала детям дается образец выполнения действий, затем воспитатель добивается неоднократного их повторения детьми и точности выполнения. При автоматизации навыка контроль со стороны взрослого ослабевает.

    Требование — метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. Педагог указывает на образец отношений, например: «Все должны дружить», — и требует выполнения требования («Помиритесь!»), когда это необходимо. Разработке методики использования требований в воспитании много внимания уделяется в работах В. М. Коротова 1 .

    Прямые требования императивны, конкретны, поэтому не допускают двояких толкований. Педагог должен говорить решительно, но в зависимости от ситуации оттенки голоса могут варьироваться. Не рекомендуется людям с громким голосом повышать его силу при требовании, так как это может напугать детей, особенно младшего дошкольного возраста. Людям с тихим голосом, наоборот, требования нужно произносить громче.

    Форма предъявлений также может быть и косвенной. При косвенном требовании (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) педагог преследует две цели: оказать влияние на личность в соответствии с ее переживаниями, интересами, стремлениями, а затем подвести к выполнению необходимого условия. В отношении детей дошкольного возраста часто используются требования-игры, поскольку игры доставляют им удовольствие, интересны. При этом в процессе осуществления игровых действий ребенок незаметно выполняет и само требование. Например: «Кукла Маша просит, чтобы вы помогли убраться в игровом уголке!»

    По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу может организовать воспитатель. В этом случае они будут опосредованными. Выполнение таких требований связано с рядом действий: «педагог — ребенок — ребенок», «педагог — няня — ребенок», «педагог — родители — ребенок».

    Коротов В. М. Педагогическое требование. М., 1966.

    Большую доказательность имеет общественное мнение, поскольку оно признается всеми. Так, при инсценировках, анализе детских рассказов, сказок можно запрашивать «общественное мнение» детей. Например, педагог может предложить малышам всем вместе погрозить пальчиком отрицательному герою и т.д. При этом в формировании общественного мнения ведущую роль несет авторитетное лицо. И наоборот, чем ниже авторитет, тем меньше вероятности формирования общего мнения. Дошкольник, обладая высокой подражательностью действиям взрослого, скорее принимает как абсолютно верную именно его точку зрения, а не сверстника. Однако если в группе есть лидер, то его предложение могут поддержать быстрее, чем педагога. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны [9] .

    Хорошие результаты дает метод поручений. Поручения отличаются от требований возложением ответственности за совершаемое дело на ребенка. Тон назидания при этом отсутствует. Педагог с надеждой, верой в силы и способности ребенка, мягко требует от него точности, пунктуальности, привычки к организации и выполнению деятельности, проявления положительных качеств личности. Поручения, которые дает взрослый ребенку или детям, бывают постоянными и временными, индивидуальными, групповыми и массовыми. Условия эффективности применения поручений: понятность личностной и общественной значимости поручения; соответствие возможностям и интересам детей; возможность при их выполнении проявить инициативу; педагогический контроль выполнения поручения; обсуждение результатов выполнения поручения; одобрение успехов воспитателем и коллективом.

    Создание воспитывающих ситуаций предполагает формирование обстановки, системы отношений, которые провоцировали бы ребенка (группу, коллектив) совершить онределенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников).

    К методам организации деятельности нередко относят и переключение. Оно заключается в незаметном для воспитанника переключении его деятельности с бесполезной или вредной на приносящую пользу, формирующую положительные качества личности. Еще К. Д. Ушинский говорил, что для искоренения какой-нибудь вредной привычки необходимо одновременно употребить два средства: по возможности удалить любой повод к действиям, происходящим от вредной привычки; направить деятельность детей в другую сторону.

    Третья группа методов воспитания помогает либо ускорить, либо затормозить определенные действия, т.е. стимулировать те действия, которые необходимы педагогу в воспитательных целях. К наиболее известным методам стимулирования относят поощрение и наказание.

    Поощрение предполагает одобрение, которое возбуждает положительные эмоции и создает приятный настрой, повышает ответственность, вселяет уверенность в свои силы. Самый простой вид поощрения может быть выражен жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или конкретного поступка ребенка. Поощрения более высокого уровня — благодарность, награждения и др. — подчеркивают важность сделанного, вызывают и поддерживают сильные и устойчивые эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы. Неумеренные похвалы приводят к завышению самооценки, неоправданные — к возникновению у других детей чувства несправедливости. В подведении итогов, при вынесении оценки важно учитывать мнение детского коллектива. Дети быстрее учатся адекватной оценке, когда слышат разные точки зрения своих товарищей, анализируют их и соотносят с оценкой взрослого. Педагог должен помочь понять другого человека, правильно оценить его действия, одобрить тех, кому нужна помощь, показать, когда можно завысить или занизить оценку поведения («занимался лучше, чем прошлый раз», «сегодня не ругался», «забыл, о чем говорили», «можешь лучше» и др.). Такая оценка способствует воспитанию целеустремленности и воспитанию желания преодолевать трудности.

    Наказание не всегда является целесообразным методом. Его использование требует от педагога осторожности и максимальной объективности. Наказание направлено на предупреждение нежелательных поступков, помогает вызвать у ребенка чувство вины перед собой и другими людьми и используется в редких случаях, когда другие методы (объяснения, увещевания) оказываются неэффективными.

    Наказания могут осуществляться лишь в тех формах, которые не доставляют вред ребенку: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания. Их цель — помочь ребенку понять причину отрицательного отношения к негативному поступку, переключить внимание ребенка с захватившей его аффективной деятельности на более спокойную, признать ответственность за свой поступок («никакой, даже малый проступок, не может быть поощрен»). При этом нужно добиться того, чтобы ребенок сам посчитал наказание справедливым и постарался исправиться. Кроме того, чтобы наказание не было воспринято как унижение, его необходимо использовать в сочетании с другими методами и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, например, особенности эмоциональной сферы девочек и мальчиков и их реакции на оценку взрослого. Так, для мальчиков важно, что конкретно оценивается взрослым, какой момент их деятельности (тогда включаются соответствующие отделы мозга, и ребенок снова переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются), для девочек — кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление (они очень эмоционально реагируют на любые оценки). Поэтому, как пишут В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман [10] , если нужно отругать девочку, нельзя сразу высказывать свое отношение к ней: сильная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Поэтому особенно важно оценить не ребенка, а конкретную ситуацию и ошибку в поведении девочки, потом — выразить уверенность в том, что этого больше не повторится. Мальчик дает пик эмоциональной активности в первые минуты такого разговора, но не может долго удержать эмоциональное напряжение. Поэтому нужно коротко и конкретно объяснить ему, чем недоволен взрослый, не нагнетая эмоции.

    Соревнование основано на стремлении детей показать свои умения перед другими или даже занять лидирующую позицию, поэтому, в основном, оно используется в процессе формирования коллективных отношений (соревнование группами). В соревновании обязательно должны быть определены цели и задачи, составлена программа, разработаны критерии оценок, созданы условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. В младших группах не должно быть выигравших, поскольку у детей еще не сформирована адекватная самооценка. Кроме того, с малышами используются лишь элементы соревнования, так как от них нельзя добиваться скорости реакции. Чтобы соревнование в старших группах не превратилось в конкуренцию, толкающую ребенка к использованию недопустимых средств, важно ввести правила культурного поведения и поощрить за участие всех детей. Лучше всего использовать игровую форму соревнования, которая наиболее привлекательна для детей.

    Через введение соревновательных ситуаций на занятиях интеллектуального характера (например, «кто быстрее решит задачу») развиваются познавательная активность, мыслительные операции, но в этом случае речь не идет о наградах, и особое внимание уделяется правильности, а не быстроте решения задачи. При ответе сверстника дети учатся оценивать его действия, сравнивать их со своими, обнаруживать причины ошибочных действий и на основе эмоционального предвосхищения результатов заранее корректировать собственные ошибки.

    Другой подход делит данную группу методов:

  • • на стимулирующие познавательный интерес;
  • • стимулирующие творческий характер деятельности;
  • • направленные на создание соревновательных ситуаций;
  • • учитывающие эмоциональное воздействие на ребенка (например, предвосхищающая результат деятельности положительная оценка или сопереживающая критика);
  • • направленные на создание и развитие игровой ситуации на занятии.
  • Итак, мы рассмотрели основные подходы к определению сущности и классификации методов воспитания. Выбор конкретной классификации определяется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей воспитанников, уровня воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Кроме того, выбор метода воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и социальных условий его развития, от условий организации образовательного пространства и конкретной методики воспитания детей. Например, среди методов художественного воспитания дошкольников можно выделить как общие, характерные для всех методик развития художественно-эстетических видов детской деятельности, так и специфические для каждого направления работы.

    Общие методы художественного воспитания включают.

  • 1. Методы формирования эстетического сознания. К ним относятся методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное — к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
  • 2. Методы организации художественной деятельности включают метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение. Данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
  • 3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества. К ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям. В этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод представляет собой механизм развития детей. Проблемные ситуации при этом являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям, необходимым для решения поставленной задачи.
Читайте так же:  Ребенок весь день не спит из-за коликов. Как понять, что у малыша колики? Подробная инструкция для родителей

Свою специфику вышеперечисленные методы приобретают применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественноэстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности). Он позволяет дать ребенку понять и почувствовать в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, теми, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднителен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования является механизмом обучения детей.

Такая же специфика использования методов развития художественной деятельности существует и в методике развития изобразительной деятельности детей. В частности, она связана с интеграцией вышеперечисленных методов воспитания с методами обучения детей. Так, применительно к изобразительной деятельности традиционно используются методы, выделяемые по источнику знаний — наглядные, практические и игровые, словесные (вербальные).

Тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Цзинь Чжао

В статье рассматриваются и анализируются основные тенденции в области теории и практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в современных системах музыкального образования Китая и России. Показано, что в современном Китае тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов связаны с модернизацией системы музыкального образования на основе гуманистических педагогических идей, что проявляется в разработке и внедрении в практику музыкального образования идей личностно ориентированного образования и деятельностного подхода . В России исследуемые тенденции обусловлены разработкой и реализацией идей ценностного подхода , научными представлениями о духовно-нравственном воспитании как ценностно-смысловом феномене. Выявлены сходные черты и различия тенденций в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России. Важность и актуальность представленных в статье выводов обусловлены тем, что знание об этих тенденциях может быть положено в основу прогнозирования дальнейшего развития теории и практики духовно-нравственного воспитания студентов музыкальных вузов Китая и России и проектирования системы духовно-нравственного воспитания в музыкальных вузах двух стран.

Читайте так же:  Роль общественного воспитания ребенка. Роль семьи в воспитании и исправлении несовершеннолетних осужденных

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Цзинь Чжао,

The Tendencies in the Field of Students» Spiritual and Moral Training in the Systems of Music Education in China and in Russia

The article reviews and analyzes the major tendencies in the theory and practice of organizing students’ spiritual and moral training in the present-day Chinese and Russian systems of music education. It demonstrates that in present-day China the tendencies in students’ spiritual and moral training are associated with modernization of the system of music education on the basis of humanistic pedagogical >personality-centered education and activity-based approach . In Russia the tendencies under study are due to the development and realization of >value-based approach and to the academic concept of spiritual and moral education as an axiological phenomenon. The article defines similarities and differences in the tendencies in students’ spiritual and moral training in Chinese and Russian systems of music education. The importance and topicality of the insights presented in the article are due to the fact that the knowledge of these tendencies may serve as a basis for forecasting the further development of the theory and practice of spiritual and moral training in Chinese and Russian music higher education institutions and for designing the system of spiritual and moral training in music institutions of the two countries.

Текст научной работы на тему «Тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России»

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. — М.: Физкультура и спорт, 1993. — 146 с.

2. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи : автореф. дис. докт. пед. наук. — 1983.

3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — 2-е изд., доп. и испр.-М.: Просвещение, 1990. — 256 с.

4. Яслобедский B.C. Физическое воспитание подростков ослабленным здоровьем. — К.: Здоровье, 1977,- 136 с.

THE TENDENCIES IN THE FIELD OF STUDENTS’ SPIRITUAL AND MORAL TRAINING IN THE SYSTEMS OF MUSIC EDUCATION IN CHINA AND IN RUSSIA

Zhao Jin, Postgraduate student, Department of Pedagogocal, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd

The article reviews and analyzes the major tendencies in the theory and practice of organizing students’ spiritual and moral training in the present-day Chinese and Russian systems of music education, it demonstrates that in present-day China the tendencies in students’ spiritual and moral training are associated with modernization of the system of music education on the basis of humanistic pedagogical ideas, which involves developing and putting into practice of music education ideas of personality-centered education and activity-based approach, in Russia the tendencies under study are due to the development and realization of ideas of value-based approach and to the academic concept of spiritual and moral education as an axioiogicai phenomenon. The article defines similarities and differences in the tendencies in students’ spiritual and moral training in Chinese and Russian systems of music education. The importance and topicality of the insights presented in the article are due to the fact that the knowledge of these tendencies may serve as a basis for forecasting the further development of the theory and practice of spiritual and moral training in Chinese and Russian music higher education institutions and for designing the system of spiritual and moral training in music institutions of the two countries.

Keywords: spiritual and moral training; the system of music education; personality-centered education; activity-based approach; value-based approach; methods of spiritual and moral training.

ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ

В статье рассматриваются и анализируются основные тенденции в области теории и практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в современных системах музыкального образования Китая и России. Показано, что в современном Китае тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов связаны с модернизацией системы музыкального образования на основе гуманистических педагогических идей, что проявляется в разработке и внедрении в практику музыкального образования идей личностно ориентированного образования и деятельностного подхода. В России исследуемые тенденции обусловлены разработкой и реализацией идей ценностного подхода, научными представлениями о духовно-нравственном воспитании как ценностно-смысловом феномене. Выявлены сходные черты и различия тенденций в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России. Важность и актуальность представленных в статье выводов обусловлены тем, что знание об этих тенденциях может быть положено в основу прогнозирования дальнейшего развития теории и практики духовно-нравственного воспитания студентов музыкальных вузов Китая и России и проектирования системы духовно-нравственного воспитания в музыкальных вузах двух стран.

дентов разных вузов и занимающихся по различным программам за весь период обучения в высшем учебном заведении.

Таблица 3 — Изменение уровня подготовленности физических качеству студентов 1-2 курсов

№ Физические качества Уровень 1 курс, % 2 курс, %

1 Выносливость низкий 65 65

2 Сила низкий 0 0

3 Быстрота низкий 40 35

4 Ловкость низкий 15 20

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

©Цзинь Чжао, 2019

ЦЗИНЬ Чжао, аспирант, кафедра Педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград [email protected]

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; система музыкального образования; личностно ориентированное образование; деятельностный подход; ценностный подход; методы духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений модернизации образования как в России, так и в Китае. В России принят ряд нормативных документов, в которых подчеркивается ведущая роль духовно-нравственного воспитания ^ в личностном развитии обучающихся Концепция духовно-нрав-

ственного развития и воспитания личности гражданина России, ^ Стратегия развития воспитания в России до 2025 г. В Китае реализу-

щ ется концепция «строительства духовной цивилизации», которая

должна охватить все сферы духовной жизни общества, в том числе «у* систему образования и воспитание. В качестве основного пути стро-

0 ительства духовной цивилизации рассматривается «утверждение

высоких идеалов и нравственности», что свидетельствует об особой

^ значимости духовно-нравственного воспитания в целостной вос-

1 питательной системе страны. В философии, социологии, педагоги-Ф ке современного Китая все больше утверждается мысль о том, что Ц_ «нравственность людей оказывает влияние на непрерывное и ус- i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

явлены в результате анализа научных положений и выводов, содержащихся в педагогических исследованиях китайских и российских ученых, практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России (в том числе анализ собственного опыта автора, обучавшегося в музыкальных вузах в Китае и в России. Представляя данные тенденции в структурированном виде, целесообразно рассмотреть их как применительно к теории, так и к практике организации духовно-нравственного воспитания студентов.

Тенденции развития теории духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования современного Китая связаны с реформированием общественной и культурной жизни, с политикой «открытости», с модернизацией системы музыкального образования на основе гуманистических педагогических идей. В настоящее время наиболее ярко проявляются следующие тенденции.

Утверждение в сфере духовно-нравственного воспитания идей личностно ориентированного образования. В китайской педагогике, в том числе в педагогике музыкального образования, как и во всем мире, утверждается принцип «человек превыше всего». Китайские педагоги-исследователи все чаще оперируют такими понятиями, как «личные интересы», «ценность человека», «достоинство», «самостоятельность», «независимость», «открытость», придавая им позитивный смысл [6, с. 24]. Одна из важнейших идей личностно-ориентирован-ного образования, признающего человека высшей ценностью и целью образования, состоит в признании важной роли общего развития личности в процессе музыкального образования. Важной частью общего развития личности признается ее духовное и нравственное развитие, что повышает роль духовно-нравственного воспитания студентов в процессе их обучения в вузе.

Идеи личностно-ориентированного образования предполагают также гуманизацию отношений в процессе духовно-нравственного воспитания: признание студента субъектом собственного духовного и нравственного развития; обоснование модели партнерских отношений между преподавателем и студентом, предполагающих взаимное уважение, доверие, сотрудничество, сотворчество, что особенно важно для глубокого понимания студентами ценностной основы музыкальных произведений; признание каждого студента уникальной личностью, что должно привести

кусилению индивидуального подхода в духовно-нравственном воспитании.

Разработка идей деятельности ого подхода. Данный подход, глубоко разработанный в российской психологии и педагогике, в последние годы привлекает пристальное внимание китайских исследователей. С позиций деятельност-ного подхода деятельность рассматривается как предпосылка развития всех человеческих качеств, в том числе нравственных качеств и их духовной основы [5].

В китайской теории духовно-нравственного воспитания деятельностный подход находит выражение в положении о «практической нравственности», т.е. о необходимости включения студентов в различные виды социально значимой, нравственно ценной деятельности. Данное положение отвечает общему направлению реформирования высшего музыкального образования, в соответствии с которым, во-первых, возрастает значимость задач духовно-нравственного воспитания, во-вторых, особое внимание уделяется практической деятельности студентов, связанной с их будущей профессией. Реализация в сфере духовно-нравственного воспитания идей деятельностного подхода предполагает активное включение студентов в разные виды нравственно ориентированной деятельности, имеющей ценностную основу (благотворительные концерты, социальные проекты и т.п.).

С позиций деятельностного подхода студент рассматривается как субъект собственного духовного и нравственного развития. Это ставит перед педагогической наукой Китая задачу разработки и обоснования форм и методов самовоспитания студентов, в которых профессиональный и духовно-нравственный компонент реализовывались бы в их единстве. Кроме того, одна из важных перспектив развития теории духовно-нравственного воспитания в Китае -разработка положений о духовной деятельности как о ценностно-ориентировочной деятельности, направленной на осмысление явлений окружающей действительности и внутреннего мира человека (Д.А. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн).

Читайте так же:  Проект для дошкольников по патриотическому воспитанию. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я и Родина моя»

Чтобы оценить важность этих тенденций, необходимо отметить, что в теории воспитания, разрабатываемой в Китае, человек рассматривался не какуникальная личность,а как представитель общества, обязанный подчиняться существующим вобществе законам,требованиям и моральным нормам; исходным считалось положение о приоритете интересов общества над интересами человека. В этой свя-

зи преимущественное внимание уделялось формированию социально значимых качеств человека, а не его индивидуальности, разработке методов формирования сознания, политико-идеологического воспитания обучающихся, массовых и коллективных форм духовно-нравственного воспитания.В настоящее время господство данного подхода в педагогической науке Китая сохраняется. Однако тенденции, о которых говорилось выше, позволяют утверждать, что теория духовно-нравственного воспитания в Китае развивается в направлении гуманизации.

Усиление внимания к разработке философс-ко-мировоззренческих основ духовно-нравственного воспитания студентов. В современной эстетике, теории музыки, теории духовно-нравственного воспитания большое количество исследований посвящено роли даосизма, буддизма, конфуцианства в становлении и развитии китайской музыкальной культуры, выявлению потенциала традиционной музыки в духовном и нравственном развитии человека (Ло Тяньцюань, Пу Хэньцян, У Билин, Чжан Вэнь-сюнь, Чжоу Чан и др.). Такого рода исследования углубляют представления о роли музыкальных произведений в духовно-нравственном воспитании, способствуют разработке целостной теории духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей и воспитательных возможностей традиционной китайской культуры, позволяют более эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования.

Обращение к традиционной культуре, в частности, к идеям конфуцианства. О необходимости включения в систему духовно-нравственного воспитания традиционных конфуцианских этических взглядов пишут многие китайские исследователи, обращая внимание на то, что этические идеи конфуцианства способствуют как совершенствованию общественной морали, так и нравственному совершенствованию отдельного человека. В конфуцианстве обращается особое внимание на воспитание таких качеств, как честность, справедливость, стремление служить своей родине и добросовестно исполнять свои обязанности, уважительное отношение к старшим, преподавателям, руководителям, т.е. на те нравственные качества, о необходимости воспитания которых говорится в настоящее время в Китае на государственном уровне. В этой связи нередко обращаются к взглядам Конфуция на роль музыки в духовном и нравственном совершенствовании че-

ловека. Однако исследователи подчеркивают, что в новых условиях речь не может идти о «полном воскрешении традиционной нравственной культуры конфуцианства», называя в качестве причин качественное изменение китайского общества, его социальных и культурных особенностей, а также медийного пространства [6, с. 25]. Поэтому речь должна идти не о непосредственном включении в теорию духовно-нравственного воспитания конфуцианских идей, а об их переосмыслении с учетом изменившихся социальных, культурных, образовательных, информационных условий.

Принципиальным для понимания сущности духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования России является представление о том, что музыкальное образование направлено не только на овладение исполнительской техникой, но в первую очередь на обогащение духовного мира исполнителя музыкальных произведений. Среди тенденций развития теории духовно-нравственного воспитания студентов в Российской системе музыкального образования наиболее важными являются следующие.

Разработка идей гуманитарного подхода применительно к духовно-нравственному воспитанию студентов. В российской педагогике проблемы духовно-нравственного воспитания исследуются с позиций гуманитарного подхода (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова,Л.М.Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова). С позиций гуманитарного подхода духовный уровень человеческого бытия рассматривается как ценностно-смысловой, связанный с присвоением ценностей, поиском человеком смыслов своей жизни, формированием ценностных отношений к миру и с миром, к другим людям, к самому себе. Опора на положения гуманитарного подхода позволяет выявлять и исследовать проблемы духовно-нравственного воспитания на ценностно-смысловом уровне [4, с. 21-22]. Применительно к духовно-нравственному воспитанию студентов в системе музыкального образования гуманитарный подход позволяет разрабатывать и обосновывать способы понимания и интерпретации музыкальных произведений, позволяющие выявить их ценностную основу, а также методы, позволяющие студенту осознать свою миссию по утверждению в обществе высокой культуры и нравственности.

Обоснование диалога как универсального средства духовно-нравственного воспитания. Российские исследователи (А.Р. Фонарев, Е.Ю. Юлпатова и др.) рассматривают «духовный диалог» как важный вид духовной деятельное-

ти, способствующий целостному развитию личности студента, утверждая, что диалог является единственным способом передачи культурной, личностной информации. По утверждению Е.Ю. Юлпатовой, «процесс музыкальной коммуникации основан на многостороннем творческом диалоге, в котором основными участниками являются композитор, слушатели и исполнитель» [7, с. 123]. Чтобы сформировать у студентов музыкальных вузов способность к такому диалогу, обеспечивающему восхождение к ценностям и культуре в процессе духовно-нравственного воспитания, российские исследователи предлагают использовать как интерактивные методы (лекция вдвоем, семинар-дискуссия), так и герменевтические методы (смысловая интерпретация, поиск «темного места» в вокальном произведении и другие,организация «диалога культур» на основе вопросов, которые студент «задает» музыкальному произведению и ищет на них ответы самостоятельно или с помощью преподавателя).

Интеграция идей светской и религиозной педагогики в области духовно-нравственного воспитания. В России духовно-нравственное воспитание не исключает диалога с религиозной педагогикой. Проблемы использования достижений религиозной философии и богословия при исследовании сущности и проблем духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях В.А. Беляевой, Т.И. Петраковой, И.А. Соловцовой. Такой подход к исследованию проблем духовно-нравственного воспитания позволил выявить многие важные характеристики духовно-нравственного воспитания, обосновать особенности «работы» с явлениями религиозной культуры (в том числе с вокальными произведениями) в процессе духовно-нравственного воспитания. При этом речь идет не о религиозном воспитании, а о постижении воспитанниками смыслов, заключенных в явлениях религиозных культур, а также об использовании этического потенциала традиционных для России религиозных культур при воспитании таких качеств, как милосердие, сострадание, в процессе формирования ценностного отношения к Отечеству, культуре, другим людям.

Теоретические положения, разработанные китайскими и российскими исследователями, находят свое воплощение в практике организации духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования. В Китае наиболее значимыми являются следующие тенденции.

Использование национальных произведений в процессе духовно-нравственного воспитания студентов. При этом речь идет не только о традиционных вокальных произведениях, таких, как, например, пекинская опера или народные песни, но и об исполнении современных оперных и эстрадных произведений. Изучение и исполнение национальной музыки способствует пониманию студентами ценностей и смыслов национальной культуры, лучших качеств китайского народа, нравственных особенностей китайского национального характера и его духовных основ, укреплению чувства национальной гордости и патриотизма. Необходимо отметить богатый позитивный опыт использования произведений патриотического характера разных жанров (народные и современные песни, национальная китайская опера и др.) для решения задач патриотического воспитания как неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания. Теоретическое осмысление этого опыта является важной задачей педагогической науки в современном Китае.

Осуществление духовно-нравственного воспитания студентов на базе широкой общеобразовательной и культурологической подготовки. Одно из направлений реформирования высшего музыкального образования в Китае состоит в переосмыслении роли и соотношения общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в учебном процессе. Студенты должны не только в совершенстве овладеть исполнительской техникой, но и иметь глубокие теоретические знания, развитыеаналитические умения, хорошее знание языка, знание национальной и мировой культуры, широкий кругозор, обладать способностью к самостоятельным суждениям, т.е. быть духовно богатой личностью. Основой подготовки музыканта должно стать знание философии, в том числе философии буддизма и конфуцианства, а также психологии [3]. Такой подход должен способствовать решению проблем духовно-нравственного воспитания студентов, поскольку обращает их к ценностным основам национальной и мировой культуры. Изучая музыкальные произведения разных народов, знакомясь с различными культурами вокального и инструментального исполнительства, студенты не только обогащают свой творческий репертуар, но и начинают с уважением относиться к музыкальному наследию других народов, лучше понимать музыкальную культуру своей страны, получают возможность обогатить свой духовный мир, приобретают опыт отбора подлинно прекрас-

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье направление в рамках обращения к культурным традициям — использование традиционных эффективных форм духовно-нравственного воспитания студентов музыкальных вузов. К таким формам относится участие в благотворительных концертах для детей-сирот, детей, страдающих какими-либо недугами, для ветеранов войны, для пожилых людей, во время различных праздников.Участие в таких концертах учит милосердию и бескорыстию, деятельному состраданию, учит видеть страдания и проблемы других людей и оказывать таким людям посильную помощь.

Что касается других тенденций, таких как использование современных активных и интерактивных методов и идей личностно ориентированного и деятельностного подходов, то

их применение в российских музыкальных вузах уже стало неотъемлемой частью процесса духовно-нравственного воспитания студентов. Особенно хорошие результаты в сфере духовно-нравственного воспитания показывает метод проектов, методы организации коллективной творческой деятельности, методы проблемного и развивающего обучения. В настоящее время для решения задач духовно-нравственного воспитания студентов успешно применяются диалогические, рефлексивные и эмпатические методы, позволяющие выявить смыслы музыкальных произведений и понять их ценностную основу. Опыт российских музыкальных вузов по применению этих методов может быть использован в китайской системе музыкального образования для решения задач духовно-нравственного воспитания студентов.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в практике организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования России ведущей является тенденция гуманитаризации, отвечающая ценностно-смысловой сущности духовно-нравственного воспитания и позволяющая реализовать идеи диалога культур, применить современные методы духовно-нравственного воспитания студентов.

1. Гао Хуэйвэн. Реформа музыкального образования / Гао Хуэйвэн // Педагогика Внутренней Монголии. — 2003. — № 3 (на китайском языке).

2. Жэнь Хуа. Становление духовной цивилизации: воспитание студентов педагогических университетов / Жэнь Хуа, Сюе Лихуа // Научный журнал национального педагогического университета Внутренней Монголии (философские и социальные науки). — 1998. — № 3. — С. 79-82 (на китайском языке).

3. Пэн Ин. Современное вокальное образование / Пэн Ин, Кан Лэ // Культура и просвещение. -2007. — № 14. — С. 173-174 (на китайском языке).

4. Соловцова И.А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования / И.А. Соловцова // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». — 2011. — № 8(62). -С. 86-91.

5. Степанов E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, Л.М. Лузина. — М.: Сфера, 2008. — 221 с.

6. Сун Цзяньлинь. Нравственное строительство искусства нового периода / Сун Цзяньлинь // Национальное искусство. — 2019. — № 26(3). — С. 22-26 (на китайском языке).

7. Юлпатова Е.Ю. К проблеме внутридиалогичес-кой активности личности в практике вузовской подготовки музыканта-исполнителя / Е.Ю. Юлпатова // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов. Вып. 52. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2019. С. 120-130.