Когда формируется самооценка. Сам себе психотерапевт: откуда на самом деле берется низкая самооценка и как это исправить

Сам себе психотерапевт: откуда на самом деле берется низкая самооценка и как это исправить?

С низкой самооценкой (которая формируется в силу детских травм, биологических особенностей и неудачного жизненного опыта) можно бороться. Петербургский психотерапевт, ведущий научный сотрудник НИПНИ им. В.М. Бехтерева Александр Еричев рассказал «Собака.Ru», какие шаги помогут это сделать.

Причины низкой самооценки

У людей с низкой самооценкой всегда присутствуют негативные глубинные убеждения о себе. Они появляются в процессе жизненного опыта – в том числе, если человек сталкивался с большим количеством наказаний, запретов, оскорблений, пренебрежения. Первая группа таких убеждений связана с дефектностью («я какой-то не такой»), вторая – с беспомощностью («я слабый») и третья – с отсутствием любви («меня не любят»).

Негативные убеждения часто возникают, когда в детстве не удовлетворяются базовые потребности. В первую очередь, потребность в любви и принятии. Например, у матери на момент рождения ребенка не проснулись материнские чувства, а отец вообще растворился в неизвестном направлении. Другая ситуация – эмоциональная депривация от родителей. Например, они не привыкли выражать теплые чувства, были менее эмоциональны, чем другие семьи.

Достаточно часто от заниженной самооценки страдают люди, которые вроде бы имели достаточно хорошую поддержку в семье, но попали в ситуацию длительного буллинга. Например, в школе такая ситуация может серьезно изменить восприятие себя. Человек, вспоминая время травли, говорит, что испытывал страх и беспомощность. Он очень долгое время находился в состоянии хронического стресса, и этот негативный опыт у него закрепился.

Есть и биологические предпосылки к тому, чтобы у человека закрепилась пониженная самооценка. Например, в одной и той же семье могут родиться и ребёнок-одуванчик, и ребенок-орхидея. «Одуванчик» прорастёт сквозь асфальт и будет менее чувствителен к окружающим факторам. Такой ребенок легче справится с тем же самым буллингом. А ребенок-орхидея, который в том числе по биологическим причинам более раним и застенчив, не сможет разрешить эту ситуацию, возможно даже не будет искать поддержки у родителей. Нельзя забывать, что у нас всех разные типы нервной системы. Мы отличны друг от друга еще при рождении, а затем жизнь тоже накладывает свой серьёзный отпечаток. Меняется выработка гормонов, закрепляются стрессовые реакции.

Огромную роль в нашей самооценке играют искажения личностного мышления. Мы все воспринимаем одну и ту же ситуацию по-разному. Недавние исследования показывают, что не стоит доверять даже своим воспоминаниям, потому что они серьезно искажены, в том числе под воздействием наших эмоций. Так вот если у человека искаженная личная самооценка, и он ощущает себя слабым, беспомощным, дефектным и ленивым, то он будет также искаженно воспринимать и все события, происходящие с ним. И находить все больше подтверждений тому, что он плох.

Один человек с низкой самооценкой будет избегать контактов с противоположным полом из страха, у другого, наоборот, будет огромное количество случайных связей

К чему приводят плохие мысли о себе

Часто наши глубинные негативные убеждения о себе достаточно тяжело выявить, кроме того сам человек пытается защититься от них набором правил. То есть он стремится не допустить подтверждения своих опасений и страхов. Например, если он думает, что нелюбим, то какие стратегии поведения он будет демонстрировать? Они могут быть абсолютно противоположными. Один будет избегать контактов с противоположным полом из страха, что его всё равно отвергнут. Другой выберет иное поведение: у него, наоборот, будет огромное количество случайных связей, а каждое знакомство он будет воспринимать как трофей. С виду будет казаться уверенным и дерзким, но на самом деле за этим поведением скрывать свои негативные установки в отношении себя. Такие правила, которые человек для себя создал, могут быть разными. Например, человек решает, что всегда должен быть вежливым. Или если его критикуют, это сразу значит, что он плохой. А если он не будет стараться изо всех сил, то ничего не добьется.

Чтобы оценить вашу самооценку, задайте себе ряд вопросов. Ваш жизненный опыт научил вас ценить себя таким, какой вы есть? Вы хорошего о себе мнения? Вы хорошо к себе относитесь и следите за собой? Вы себе нравитесь? Вы в равной степени оцениваете как свои сильные, так и слабые стороны? Вы вполне себя устраиваете? Вы чувствуете, что имеете право на внимание и время других людей? Вы судите о себе точно так же, как и других – не более, не менее? Вы более склонны поощрять себя, чем заниматься самокритикой?

Работая над самооценкой, не нужно стремиться к тому, чтобы она стала завышенной и улетела в космос. Это тоже не есть хорошо. Когда мы заведомо предъявляем к себе нереалистичные требования и заявляем, что-то вроде «я король мира», тем чаще реальность подсказывает нам, что с нашими убеждениями о себе что-то не так. Высокая самооценка часто бывает неустойчивой, поэтому внешние обстоятельства могут легко выбить человека из колеи. А нужно стремиться в первую очередь к устойчивости и учиться поддерживать себя.

У человека большая вероятность условно «схлопотать» депрессию или тревожное расстройство, если он все неудачи приписывает себе, а все позитивные вещи приписывает случайности. А именно этим обычно занимается человек с заниженной самооценкой.

Необоснованную критику в свой адрес легко отслеживать и пресекать

Что делать? Перестаньте себя критиковать наказывать

Психотерапевты выделяют несколько режимов, то есть эмоциональных состояний, в которые мы входим время от времени. Один из нездоровых – это режим критикующего или наказывающего родителя. В нем мы заставляем самих себя испытывать чувство неполноценности и вины, указываем на то, что мы что-то должны. При этом критикуем за такие мелочи, за которые никогда бы не стали ругать других. И наказываем в те моменты, когда на самом деле нуждаемся в помощи.

Вы можете легко заметить, как включается этот режим. Он дополнительно поддерживает низкую самооценки или даже еще больше ее снижает. Например, когда вы говорите себе: «Можно было бы сделать получше», «Почему это не так хорошо?», «И это всё, что ты сделал?», «Другие могут, и ты можешь». Результаты своего труда вы тоже представляете как какую-то ерунду. Окружающие хвалят вас, но вы думаете: «Нет, им показалось, мне просто повезло».

Хорошая новость в том, что мы можем легко отслеживать и пресекать в себе необоснованную самокритику и обесценивание. Этот навык вполне реально выработать даже без помощи психотерапевта. Хотя занять это может приличное количество времени. Попробуйте понаблюдать за своим критикующим родителем хотя бы в течение недели. Скорее всего, вы заметите, что он появляется даже тогда, когда не следовало бы себя ругать.

Попробуйте переводить самокритику в самосострадание. Вместо желания наказать себя и осудить стоит переключаться на желание исправить ситуацию и добиться лучшего результата. Вместо взгляда в прошлое перенесите взгляд в будущее и попытайтесь понять, что можно сделать сейчас. Сместите фокус с ошибок на ваши сильные стороны и ресурсы, а вместо разочарования, гнева и тревоги попытайтесь проявить поддержку к самому себе.

Научитесь выражать эмоции – и негативные, и позитивные

Отстаивайте свои границы и права

Развивайте ассертивность – способность отстаивать свои границы и права так, чтобы не разрушать чужое личностное пространство. Считается, что ассертивное поведение достаточно чётко коррелирует с адекватной самооценкой. Что в него входит? Открытое и искреннее выражение позитивных эмоций, а также открытое (но адекватное) выражение негативных. Нам нужно учиться правильно выражать свои негативные эмоции – это очень важно. Также к ассертивности относят способность к самозащите и умение сказать «нет». Достаточно часто, когда мы чувствуем себя внутри тревожно и беспомощно, соглашаемся на заведомо неприятные для нас вещи. А дальше начинаем себя винить: «Как ты мог, тебе точно нужно было отказать, почему ты не отказал, ты же мог взять себя в руки!» Также к ассертивности относят инициативность, умение предлагать, просить, соблюдать собственное достоинство – сейчас это красиво называют таким термином как «проактивность».

Тренируйте ассертивное поведение не в стиле «Ты тряпка, а ну соберись!», а в стиле «Тебе тревожно, но давай сейчас попробуем сделать маленький шаг». Еще стоит хвалить себя за попытку, даже если она пока не оказалась успешной. Например, вам не удалось отказать, хотя вы пытались это сделать. Или вы сказали «нет», но собеседник настоял на том, чтобы вы сказали «да». Но это уже повод сказать себе, что у вас это практически получилось, хоть пока и не до конца.

Заботьтесь о своих потребностях

Учитесь заботиться о себе и своих потребностях (опять же не нарушая границ других людей). Это, наверное, наиболее сложный совет, потому требует достаточно хорошего уровня осознанности. Учиться этому можно потихоньку – вы же ощущаете, что хотите выпить воду и пьете ее. Постарайтесь прислушиваться к более неоднозначным потребностям и чувствовать свои желания.

Представьте, что хвалите себя как своего любимого ребенка

Учитесь самоэффективности

Самоэффективность – это то, насколько мы осознаем свои силы справиться с определенными обстоятельствами. Если мы чувствуем, что мир настолько необъясним и жесток, что мы ничего не можем сделать, то естественно мы будем хуже оценивать себя. Если же мы воспринимаем свою способность к действию, это дает нам существенную помощь и поддержку. Для меня хороший пример по самоэффективности – это самостоятельные путешествия. Сначала тебе страшно, а потом возникает ощущение, что окружающий мир вполне себе дружелюбный, что ты в вполне можешь разобраться с транспортной сетью и найти себе место для ночлега.

Поддерживайте себя и замечайте свои достижения

Важно, чтобы поддержка и похвала в свой адрес не превращалась в что-то вроде: «Я такой крутой». Подумайте, за что вы может себя поддержать на сегодняшний день? Что хорошего вы сделали в течение дня? Представьте, что вы себе, как своему любимому ребенку, говорите хорошие слова. При этом похвала может быть не только за определенные успешные действия. Например, я пережил тяжёлую ситуацию, я с ней справился – это тоже повод для похвалы. Будет хорошо, если подмечать свои достижения станет вашей традицией.

Выстраивайте цели в соответствии с личными ценностями

Для подкрепления адекватной и устойчивой самооценки нужно научиться искать свои ценности. Обратите внимание, ценности – это не цели. Например, покупка автомобиля – это цель. А какая может быть тут ценность? Свобода перемещения, путешествия. Цель можно достичь и после этого ее не станет. А ценность недостижима, это некоторый этап пути. Очень важно понять, что является вашими ценностями, и по возможности выстраивать свою жизнь в этом русле. Но не стоит превращать это в радикальный поиск «своего предназначения». Это опасная и неправильная ситуация.

Наши ценности отчасти могут конфликтовать друг с другом. Например, вам важно путешествовать и развиваться, при этом вы мечтаете о детях. Тогда вы должны будете в какой-то момент научиться путешествовать с детьми, а не в гордом одиночестве. Кроме того, ценности в течение жизни могут меняться. Не бойтесь этого — главное быть гибкими. А еще попробуйте вместе с самыми близкими людьми собраться и описать ваши ценности и цели. Можно превратить это в традицию.

Не ставьте перед собой глобальные, труднодостижимые цели и не концентрируйтесь на отсутствующих у вас средствах. Лучше постепенно усложнять задачи, чем сразу ставить слишком высокую планку. И подбадривайте себя на пути к их осуществлению.

Текст: Анастасия Леонтьева, Катерина Резникова.

По материалам лекции Александра Еричева в рамках проекта GOOD VIBES.

Материал подготовила: Наталья Приймаченко, психолог.

Читайте так же:  Если мужчина очень влюблен. Робкий тип: мужчина влюблен, но - не - идет на - сближение

Формирование самооценки

Становление самооценки происходит наряду с развитием личности, то есть с раннего детства. Этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений человека. Ребёнок исследует этот мир и свое место в нем, определяет свои способности и возможности, на основании чего и складывается его самооценка.

Формирование адекватной самооценки происходит еще в период внутриутробного развития при условии желанной беременности. Тогда ребенок еще до рождения ощущает свою нужность в этом мире и подсознательно приходит к высокой самооценке.

По мнению М. Кляйн потребность в самооценке формируется в период грудного вскармливания. В этом возрасте складывается индивидуальная психическая реальность младенца, частью которой являются его образы и переживания от взаимодействий с частями материнского тела.

Первое, с чем ребенок начинает выстраивать отношения – это материнская грудь. С возрастом при благополучном течении развития образ матери усложняется и превращается в целостное представление о ней как об отдельном человеке. Из отношений с матерью складывается образ собственного Я ребенка.

Если мать с любовью и заботой относится к потребностям ребёнка, у него складываются адекватные представления о «хорошести» и «плохости» груди матери и его самого.

Если ребенок нежеланный,то он ощущает себя лишним и ненужным в человеческом мире. Особенно это усиливается, если родители говорят ребенку о его несвоевременном появлении. Низкая самооценка и особенности детского возраста приводят к тому, что он начинает видеть у себя несуществующие недостатки, считая себя обузой для родителей и изгоем в обществе и соответственно взаимодействовать с этим миром.

По мнению Карла Роджерса,самооценка личности всегда формируется на базе отношения к нему окружающих людей. Кроме того, важную роль играет сопоставление образов «Я»: Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть).

Самооценка не является величиной постоянной, так как она подвержена влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. При этом ее роль очень велика, т.к. самооценка – это основа дальнейших жизненных успехов или неуспехов человека.

Особенности самооценки

Изучение особенностей самооценки началось с трудов американского психолога и философа Уильяма Джеймса. Он считал, что самооценка человека может быть двух видов:

  • Самодовольство, которое выражается в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • Недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
  • С.Л. Рубинштейн считал, что самооценка – это основа личности, которая складывается из отношения других людей, и оценивании самим человеком окружающих. Особенность самооценки, по мнению Рубинштейна, заключается в том, что она основывается на ценностях человека. От этих ценностей зависит выбор и построение механизмов саморегуляции и самоконтроля поведения и деятельности.

    Известный исследователь генезиса самооценки Аида Захарова видела в ней ядро личности. Самооценка служит определенной призмой, через которую пропускаются и преломляются все линии психического развития и формируется личность.

    Схожей точки зрения придерживался А.Н. Леонтьев, который считал, самооценку необходимым условием, обеспечивающим возможность индивиду стать личностью.

    Курт Левин, представитель гештальт-психологии, связывал самооценку с уровнем притязаний личности. Переживание человеком своих достижений как успешных или неуспешных напрямую влияет на его уровень притязаний в будущем. Повышение этого уровня, соответственно вызывает и повышение самооценки.

    Анализ основных теоретических подходов к изучению самооценки позволяет выделить следующие ее особенности:

    • Самооценка – один из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания), напрямую связанный с другими ее частями (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
    • В основе понимания самооценки лежат оценки самого человека и окружающих людей и эмоциональное отношение к этим оценкам;
    • Самооценка неотделима от мотивов личности, ее целей, убеждений, ценностей и ценностных ориентаций;
    • Самооценка выполняет функцию саморегуляции поведения и деятельности человека;
    • Самооценку можно рассматривать и как процесс, и как результат.
    • В практической психологии разработано немало методик изучения самооценки.

      Большинство исследований опираются на общие критерии:

      • Компетентность;
      • Принятие себя;
      • Реакция на обратную связь;
      • Уувство вины;
      • Оптимизм;
      • Внутренний диалог;
      • Самодостаточность.

      Каждый из этих компонентов оценивается исходя из ответов на специальные вопросы.

      Глубокое исследование самооценки проводится с помощью методики Дембо-Рубинштейна. Она оценивается, исходя из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для определения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность.

      Методика исследования самооценки, предложенная А.И.Липкиной, называется «Три оценки». С ее помощью можно определить уровень, устойчивость/неустойчивость и аргументацию самооценки.

      Еще один известный тест «Оцени себя сам» позволяет определить, каким уровнем самооценки обладает человек: адекватной, неадекватной завышенной или неадекватной заниженной.

      Все теоретические взгляды на самооценку можно разделить на три группы, согласно тому, какой аспект или функция самооценки берутся за основной.

      Структура самооценки

      Самооценка человека имеет две основные составляющие – когнитивную и эмоциональную. Первая – это знания человека о самом себе, второй – его отношение к себе. Оба эти компонента неразрывно связаны между собой и не могут быть представлены в чистом виде.

      Знания о себе человек получает через общение с другими людьми, и оно неизбежно обрастает эмоциями, интенсивность которых зависит от значимости этих отношений для человека.

      Когнитивный компонент самооценки – совокупность убеждений о себе, которые могут соответствовать реальности или противоречить ей. Критерии когнитивного аспекта самооценки: мера реалистичности, способ обоснования самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

      Эмоциональный компонент самооценки – эмоциональное отношение к этой совокупности убеждений (оценочные характеристики когнитивных аспектов самооценки).

      Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, непосредственно влияющий на развитие каждого из них.

      Формирование самооценки

      Самооценка – это способность человека составить определённое суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности.

      Самооценивание – процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах.

      Ученики должны сами оценивать свои знания. Когда учащиеся владеют навыками самооценивания и взаимооценивания, то вопроса о надёжности и адекватности оценки не возникает.

      Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно чётко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

      Просмотр содержимого документа
      «Формирование самооценки»

      Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения.

      «Если думаешь, что можешь или

      не можешь – в обоих случаях ты прав».

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

      Самооценка – это способность человека составить определённое суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности.

      Самооценивание – процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах.

      Умение оценить себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

      Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

      Основные функции самооценки:

      — констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно ?);

      — мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

      — проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

      Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоции.

      В повседневной педагогической практике объёмом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:

      Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый светофор. В первом классе предлагается зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно , ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, всё понял, то он на полях рисует зелёный кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения или что-то осталось не ясным, рисуется жёлтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приёмом дети могут пользоваться на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

      2) «Говорящие рисунки»

      Если доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй улыбающееся лицо.

      Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получалось, то рисуй спокойное лицо.

      Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

      3) «Лесенка успеха»

      1 ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился;

      2 и 3 ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме , в самостоятельной работе были допущены ошибки;

      4 ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

      4) «Карточка сомнений»

      — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

      На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

      ? «Не понял, возник вопрос»

      5) «Волшебные линеечки»

      Описаны Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такаяоценка:

      — позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий , по которому ребёнка можно оценить как успешного);

      — удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предмете;

      — помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них линеечка в собственной тетради).

      После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок означает «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки учеником своей работы, учитель ещё раз раскрывает ребёнку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе строже или добрее.

      Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребёнку оценить свои возможности и результаты.

      К – красота, П – правильность, Б – быстрота.

      6) «Дерево успехов»

      Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети закрепляют на дерево плод, цветок или листок:

      яблоко – «всё удалось»

      цветок – «неплохо поработал»

      листок – «сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь».

      ясное солнышко – «справляюсь»

      солнышко выглядывает из-за тучки – «не совсем справляюсь»

      солнышко за тучкой – «не справляюсь».

      На уроках важно учить детей прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки:

      После выполнения задания, просим еще раз поставить значок.

      — Посмотрите, какой значок вы поставили перед выполнением задания. Подтвердились ли ваши ожидания?

      При введении такой системы оценивания важно прислушаться к советам Г. А. Цукермана:

      1. не скупитесь на похвалу;

      2. хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение (давай в этом примере найдём 2 ошибки);

      3. ставьте перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи.

      Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребёнка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается познавательный интерес к учению.

      При работе с учащимися заполняется карта индивидуального развития, лист индивидуальных достижений, индивидуальная карта оценки (самооценки), лист предметной деятельности учащихся.

      Формируя адекватную самооценку педагоги должны соблюдать правила «оценочной безопасности»:

      1) перед выполнением заданий или действий обязательно совместно вырабатывать критерии для оценки;

      2) с третьего класса использовать прогностическую самооценку умений, способностей;

      3) начинать с самооценки, суждения самого ребёнка;

      4) самооценка должна быть дифференцированной, но не обобщённой;

      5) самооценка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценок;

      6) при оценке качеств, не имеющих образцов-эталонов, ребёнок имеет право на собственное мнение;

      7) для фиксации оценок использовать различные варианты отметок. А для выявления динамики- линейки, лесенки, графики, диаграммы.

      Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Если вы не в состоянии полюбить самого себя, то как же вам удастся питать любовь к кому-либо другому? На что влияет самооценка? Сама по себе – ни на что. Самооценка – только инструмент в руках той или иной личности. Но высокий уровень самооценки исключительно важен, потому как от него напрямую зависят ваши действия. Чтобы поднять себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни.

      Предлагаем вашему вниманию несколько способов как повысить самооценку, создать и удержать в голове хороший образ самого себя. Они довольно простые, но очень эффективные.

      Смотрите почаще на себя в зеркало. И когда смотрите, говорите себе позитивные слова, что вам в тебе нравится. Например; «ты успешный человек», «я люблю тебя», «я верю в тебя», «ты всегда принимаешь правильные решения», «ты успешный учитель», «ты пришел в этот мир, чтобы иметь успех» и т.д. Замечайте в себе положительные черты, Полюбите себя таким, каким вы являетесь. Если вам не нравится по каким-либо причинам ваша внешность, начните замечать в ней только прекрасное. Не может же быть такого, что у вас одни недостатки! И со временем ваш образ изменится, влияние самооценки покажет удивительные результаты.

      Берете чистую тетрадь и озаглавливаете ее «Дневник успеха». Туда записываете все, что в течение дня удалось спланировать и сделать хорошо, все свои победы. Только удачи и успех, как классно вы решили определенную проблему. Все плохое забываем и опускаем. Хорошо, если вы будете делать в вашем журнале менее пяти записей. Это могут быть даже маленькие дела. Поначалу может быть нелегко. Вы постоянно будете себя спрашивать, а стоит ли записывать это. Правило простое: когда сомневаетесь, всегда принимайте положительный ответ. Лучше пускай у вас будет избыток, чем недостаток уверенности. Когда перед вами в жизни предстанут сложные времена или различные ситуации, когда вам не помешает иметь исключительную уверенность в себе, просто открываете дневник побед и читаете. Произойдет формирование самооценки в пользу ее повышения.

      3. Создать образ самого себя и держать его в голове.

      Из вышеперечисленных методов, этот самый сложный, но он дает положительные результаты. Суть его в том, чтобы создать в голове новый образ самого себя. Постарайтесь создать как можно более детальный образ. Чем более четким он будет, тем быстрее он реализуется. Опишите, как вы себя ведете в разных ситуациях, опишите свой характер, манеру одеваться. И прокручивайте соответствующий образ в голове, как минимум 1 раз в день довольно длительное время, пока он не впитается в подсознание.

      Самореклама это короткий текст, который описывает вас и ваши качества с самой лучшей стороны. Очень хорошо работает вместе со способом — «Зеркало». Вы берете лист бумаги и пишете:

      «Ирина Ивановна, познакомься с Ириной Ивановной — с уважаемой учительницей, с успешной творческой личностью. Она настоящий лидер, новатор. У неё огромные мечты, она в совершенстве владеет техникой самовнушения. Она очень любит свое дело. Она любит трудности, так как верит, что чем больше трудностей, тем большая награда ждет в будущем. Она шикарно одевается, прекрасно выглядит. У неё высокий уровень самооценки, благодаря этому она знает, что хочет от жизни. Она способна достичь любых целей».

      Хвалить нужно даже за незначительный успех, это приводит к тому, что человек начинает сам себя уважать, а значит, его уважают одноклассники, друзья. Наблюдения показывают, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребёнка, способной к дальнейшему самоопределению и реализации.

      1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Интор., 1996.

      2. Ковалёва Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. –М.: Просвещение, 2011, часть 1,2,3.

      3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002.

      4. Положение о системе оценивания по ФГОС.

      5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва-Рига, «Эксперимент», 1999.

      15 быстрых способов поднять самооценку ребенку

      Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

      Адекватная самооценка — это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

      Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

      В предыдущей статье мы уже рассказывали о том, как воспитать правильную самооценку и что делать, чтобы она была адекватной. В этой хотелось бы сконцентрироваться на вопросе «Как самооценку поднять?».

      К чему приводит низкая самооценка

      Из низкой самооценки вырастает ролевая позиция жертвы. Человек, принявший на себя подобную роль, всю жизнь будет искать поддержки и опоры в других. Эта позиция ужасна даже для девушки, что бы там ни говорили нам гендерные стереотипы. Люди-«жертвы» постоянно перекладывают ответственность на других, не взрослеют, живут в страхе, который со временем даже становится комфортным.

      Такая позиция, к сожалению, часто встречается уже у вполне взрослых людей. Вот только жалельщиков, берущих на себя заботу о «жертве», с каждой новой истерикой, с очередным срывом и упадническим настроением будет становиться все меньше.

      Почему подростковый возраст так важен для формирования самооценки

      Уверенность в себе формируется задолго до начала подросткового возраста, но именно этот период — 11-12 лет (младший подростковый в классификации психолога Эльконина) — можно назвать оптимальной фазой для работы с самооценкой.

      — Формируется полноценное самосознание и позиционирование;

      — Развивается интерес подростка к себе (те самые самокопания — «Быть или не быть?»).

      — Появляется интерес к своим возможностям, способностям и умениям (Что я могу? Что я хочу? Чем я лучше других?);

      — Есть возможность открыто поговорить с родителями на волнующие темы;

      — Сами взрослые могут серьезно поддержать подростков в решении их проблем (диалог на равных);

      — 9-12 лет психологи называют «возрастом злости». Агрессия и отторжение родителей, смешиваясь с заниженной самооценкой, могут стать настоящим вулканом. Так что самое время работать!

      Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

      Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

      В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

      Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей, класс стал профильным — математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

      Способ 2. Мнение ровесников

      Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу. Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

      Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда — не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

      Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, — выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

      Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так — только за дела.

      То же самое с подростком. За хорошее — хвалите, за недостойное — ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное — никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

      И, пожалуйста, не бойтесь перехвалить своего ребенка. Нет, у него не появится корона на голове (в подростковом возрасте уже не появится, опасаться испортить чадо и превратить в принцессу надо куда раньше) и «эгоистом он не вырастет». Эгоист — это человек, который поступает рационально и хочет себе блага, ну где же тут минусы? Использование других людей для собственной выгоды в термин, кстати, не заложено. Так что смело хвалите за дело — чем более конкретна похвала, тем яснее ребенку, что взрослые ценят, что, по их мнению, хорошо.

      Не забывайте хвалить и себя.

      За что можно хвалить?

      1. За выражение собственного и аргументированного мнения.

      2. За принципиальность в сложных ситуациях.

      3. За помощь ближнему, друзьям, младшим, родственникам.

      4. За упрямство в разумных пределах и умение доводить дело до конца.

      5. За хорошее настроение и оптимизм.

      6. За желание изменить мир к лучшему.

      7. За мужество.

      И где тут фраза «За хорошие отметки»? Ее нет… Потому что старание в предмете, который не получается, куда важнее. Потому что мужество, с которым ребенок берет на себя ответственность, куда важнее. Потому что сделать то, о чем тебя не просили или за что не дают карманных денег, но что было необходимо, куда важнее. Проведите параллель со своей работой и обязательно похвалите себя!

      Способ 4. Преодолевайте трудности

      Если вы обнаружили, что самооценка хромает — у вас или у вашего ребенка, то помогут исключительно решительные действия. Дело в том, что рост самооценки прямо пропорционален преодолеваемым трудностям.

      Вы справились со сложной задачей на работе — вы выжаты, но чувствуете себя лучше. Вам удалось похудеть, хотя занятия в зале ну никак не вписывались в напряженный график, — вы чувствуете себя сильнее. То же самое и с ребенком: он поверит в свои силы, если сумеет их продемонстрировать. Подтянуться три раза, тренируясь с папой. Получив высший балл, дополнительно занимаясь математикой вместо игры на компьютере. Преодолев страх перед фотоаппаратом и своей внешностью — потратьте время, сходите с девочкой, которая считает себя дурнушкой, на фотосессию! Вот увидите, классная аватарка в «ВКонтакте» — и ребенок (да и взрослый) расцветет.

      «Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

      Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

      Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке. Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» — вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

      Ребенок такими конкретными категориями не мыслит, но чувство непонимания у него возникнет.

      В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

      Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

      Способ 5. Развивайте свой талант

      У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, — об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон — это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

      Итак, если ваш ребенок отлично рисует — отправьте его на курсы, а если любит футбол — запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете — начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото — отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию. На наше счастье, социальные сети — обитель не только плохих новостей, но и красоты, которой можно делиться.

      Любому из нас легче переносить жизненные трудности и неудачи, зная, что в чем-то СВОЕМ он на высоте.

      Влияние самооценки на ребенка трудно переоценить, ведь на ее основе формируется личность. Эрик Берн утверждал, что при рождении детская самооценка безупречна, однако со временем она претерпевает множество изменений.

      Если эти изменения позитивные и развитие самооценки ребенка проходит адекватно, его жизнь в дальнейшем также сложится благополучно. В противном случае уровень самооценки ребенка оставляет желать лучшего, что непременно скажется на его будущем.

      Формирования самооценки ребенка

      Развитие самооценки проходит 4 этапа

      1 этап – от рождения до 18 месяцев.

      В этот период закладывается базовое доверие к окружающему миру и основа позитивного отношения к самому себе. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Позитивная эмоциональная оценка со стороны родителей способствует формированию адекватной самооценки ребенка.

      2 этап – от 1,5 до 3-4 лет.

      У ребенка развивается чувство автономности или зависимости – смотря как взрослые реагируют на его первые попытки добиться самостоятельности. Самооценка ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от уровня их автономии. Одобрение самостоятельности и любознательности закладывают основу повышенной самооценки у детей.

      3 этап – от 4 до 6 лет.

      Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается из его первых представлений о том, каким он может стать человеком. В зависимости от того, как протекает процесс социализации ребенка, у него формируется базовое чувство вины либо инициативы. Самооценка ребенка дошкольного возраста зависит от того, насколько жесткие правила поведения установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение.

      4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет.

      В этом возрасте происходит развитие любви к труду и самовыражению в продуктивной работе. Опасности этапа – отсутствие у ребенка определенных практических навыков и низкий статус в группе сверстников. Эти факторы могут привести к заниженной самооценки у ребенка. Он может разувериться в том, что способен наряду с другими участвовать в каком-либо труде. Даже самооценка одаренных детей существенно зависит от их представлений себе как о творческих и способных работниках.

      Особенности самооценки детей

      Формирование самооценки связано с активной деятельностью ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно создают ему ситуации, в которых он должен как-то отнестись к себе – оценить свои навыки, умение соблюдать правила, проявлять нужные качества личности и соответствовать различным требованиям .

      В детстве круг общения предельно сужен. В основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, хвалят за успехи, то, у ребенка складывается позитивное восприятие себя. Низкая самооценка у ребенка формируется, если с первых лет жизни он сталкивается с пренебрежением и неприязнью.

      В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, через который впоследствии человек будет воспринимать любую ситуацию. Поэтому так важно, какие установки родители заложили своим воспитанием.

      Уровни самооценки ребенка

      Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:

      Самооценка = Успех / Уровень притязаний

      Где уровень притязаний – это то, к чему человек стремится в разных сферах жизни. Уровень притязаний служит идеальной целью любой деятельности и закладывается еще в детстве. Он напрямую зависит от уровня самооценки ребенка.

      Низкий уровень детской самооценки показывает, что ребенок не уверен в себе, застенчив, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

      Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Адекватная самооценка означает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

      Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности.Он игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.

      Конструктивная критика воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Ребенок с неадекватной самооценкой не признает своих ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения.

      Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль и негативно сказываются на успехах ребенка.

      Диагностика самооценки ребенка

      В современной психологии существует несколько признанных методик исследования самооценки ребенка.

      Методика В.Щур под названием «Лесенка» дает характеристику самооценки ребенка, основываясь на том, как они сами оценивают себя, как выглядят в глазах окружающих и как эти суждения относятся между собой. Эта методика применяется как в групповом, так и в индивидуальном формате.

      Групповая работа позволяет быстро определить уровень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальная – обнаружить причины неадекватной самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку, состоящую из 7 ступеней. Он определяет свое место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие».

      Также определить уровень самооценки у детей можно с помощью техники А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки. Ребенку предлагаются 8 кругов, нарисованных в один ряд, и дается инструкция: «Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке».

      Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.При указании на первый- второй круг – завышенная самооценка. При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

      Метод Д. Лампена под названием «Дерево», адаптированный Л. Пономаренко, используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.

      Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное состояние и совпадают ли они между собой.

      Как поднять самооценку ребенку

      Основные стратегии коррекции самооценки ребенка строятся на взаимодействии ребенка со сверстниками, родителями и другими значимыми взрослыми.

      Со стороны взрослых необходимо создать для него атмосферу любви, уважения и бережного отношения к особенностям и потребностям ребенка. Родителям и учителям необходимо проявлять интерес к его делам и занятиям, выражать уверенность в его способностях достичь успеха.

      Однако работа с самооценкой ребенка немыслима без адекватной требовательности и последовательности со стороны взрослых. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним анализировать результаты его действий, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления.

      При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. При этом важно научить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.

      Для повышения самооценки необходимо обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ему приобрести уверенность в общении.

      Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка – один из важнейших факторов повышения детской самооценки. Чем разнообразнее и самостоятельнее его деятельность, тем больше у него возможностей проверить свои способности и расширить представления о себе и мире.

      Педагоги также проводят различные игры и упражнения направленные на формирование позитивной самооценки у детей, формирование общности с другими людьми, снижение тревожности, психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

      В вопросе как повысить самооценку ребенку, задача родителей и детских психологов заключается в том, чтобы внимательно и чутко отнестись к его потребностям и помочь ему раскрыть свои способности. Для этого можно предлагать ему посильные задания развивающие ситуации. Вкупе с эмоциональной поддержкой и похвалой от взрослых, это будет значительно способствовать становлению адекватной самооценки у ребенка.

      Читайте так же:  Что ценит женщина в отношениях. Почему женщины не ценят себя в отношениях с мужчиной