Косоглазие у ребенка 6 лет. Проверка зрения у детей: нормы и отклонения

Проверка зрения у детей: нормы и отклонения

Детское зрение: особенности

Особенности детского зрения обусловлены несовершенством зрительного аппарата:

  • Пластичность: при несоблюдении гигиены зрения в младенчестве легко спровоцировать развитие косоглазия, миопии, астигматизма и др.; и наоборот – многие врожденные патологии лечатся консервативно
  • Физиологическая дальнозоркость – глазное яблоко укорочено по переднезаднему размеру; по мере роста гиперметропия (дальнозоркость) уменьшается и полностью исчезает к 5 годам
  • Диагностика зрения у детей проводится в плановом порядке в роддоме, затем в 1, 6 и 12 месяцев.

  • Первый осмотр направлен на исключение грубых патологий: катаракты, глаукомы, атрофии глазного нерва, ретинобластомы, экзофтальма
  • В месяц офтальмолог проверяет зрительные рефлексы и органические изменения в сетчатке, камерах глаза, хрусталике, так как некоторые патологии проявляются не сразу
  • Шестимесячный малыш уже способен проследить предмет глазами, поэтому офтальмолог сможет оценить фокусировку, синхронность и аккомодацию
  • В год уже возможна полноценная диагностика с использованием специальной таблицы и аппаратов
  • После 2-х лет используют таблицы: Орловой (с рисунками разной величины), Сивцева (с буквами) или Головиной (с разомкнутыми кольцами)
  • Самостоятельная проверка

  • Насторожить родителей должны несинхронные движения глазных яблок малыша – симптомы нистагма, косоглазия и др.
  • Экзофтальм (выбухание глазного яблока) – возможный симптом повышенного внутричерепного давления, гидроцефалии, опухолей
  • Поможет знание зрительных особенностей до года: к 3 месяцам младенец уже выделяет лицо матери из прочих, фокусирует на нем взгляд, способен проследить за игрушкой, если игрушка находится на расстоянии 50 см от лица
  • При подозрении на любую из патологий требуется немедленная консультация врача.

  • Катаракта – помутнение хрусталика – часто бывает врожденной, ведет к нарушению светового и цветового восприятия, постепенной утрате зрения
  • Глаукома – скопление лишней жидкости в камерах глаза, повышающее глазное давление, – приводит к нарушению кровообращения, атрофии зрительного нерва, слепоте
  • Ретинобластома – опухоль сетчатки из эмбриональных тканей – проявляется до 2-х лет, часто приводит к удалению глаза
  • Амблиопия – снижение зрение, не связанное с органическими заболеваниями, например, в результате нарушения проводимости зрительного нерва
  • Миопия – близорукость – может быть истинной (из-за вытянутой формы глазных яблок) и ложной (в результате спазма аккомодации)
  • Гиперметропия – дальнозоркость, сохранившаяся после 5 лет
  • Классификация нарушений

    В зависимости от возможности коррекции нарушения могут быть обратимыми и необратимыми. В соответствии со способностью видеть выделяют несколько степеней зрительной недостаточности:

  • Полная или тотальная слепота – полностью отсутствует способность воспринимать зрительные раздражители, в том числе яркий свет и темноту
  • Частичная слепота -ё– способность к различению света и темноты сохраняется
  • Слабовидение – 5–20 % от нормального зрения, возможность использования зрительного анализатора для обучения, познания мира
  • Диагностика зрения у детей до года чаще выявляет нарушения, ставшие результатом порока развития, однако существуют и другие причины:

  • Воспалительные и инфекционные заболевания, приводящие к помутнению глазных сред, изменению кровоснабжения сетчатки
  • Патологические процессы в нервном аппарате глаза, поражение головного мозга
  • Травмы
  • У детей более старшего возраста на зрение влияет чрезмерная увлеченность гаджетами, несоблюдение зрительного режима.

  • Ребенок не фокусирует на предмете оба глаза – один отстает или косит
  • Глазные яблоки совершают неконтролируемые движения
  • Проблемы с координацией – не может захватить предмет, спотыкается
  • Не реагирует на движение, если не сопроводить его звуком
  • Не видит указанные вдали объекты
  • Прищуривается или наклоняет голову на один бок, когда всматривается в картинки в книге, буквы
  • Появление этих симптомов – повод для внеплановой консультации у детского офтальмолога.

  • Лазерная коррекция – позволяет скорректировать амблиопию, косоглазие, астигматизм, провести укрепление сетчатки при ретинопатиях, замену хрусталика при катаракте, лечение глаукомы
  • Фотостимуляция – аппаратная стимуляция сетчатки ритмичными цветовыми сигналами
  • Электростимуляция – воздействие импульсным током на глазные нервы
  • Гимнастика (метод Жданова) – тренировка глазных мышц – эффективна при спазмах аккомодации, миопии, астигматизме
  • Ношение корректирующей оптики – очков (с 2–3 лет), контактных линз (с 8), специальных ночных линз (с 11 лет), которые надеваются только на время сна и воздействуют на роговицу
    • С первых дней – правильное оформление детской: светлые тона, много естественного света, симметричное размещение ярких предметов на расстоянии 30–50 см от лица малыша поочередно справа и слева, использование мобиля
    • Позднее – чередование зрительных нагрузок с отдыхом через каждые 20 минут, ограничение просмотров видео до 15 минут в день
    • Организация рабочего места школьника – окно слева (для левшей – наоборот), дополнительный источник освещения, мебель, обеспечивающая правильную осанку и расстояние до тетради не менее 30 см
    • Регулярная проверка зрения, особенно до 2 лет, в начальной школе (не реже раза в год), в подростковый период
    • Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

    • Диагностика зрения у детей безопасными аппаратными методами
    • Консультация детского офтальмолога сразу после обследования
    • Наблюдение после коррекции и в процессе лечения

    Плановые осмотры специалистами, комиссии перед поступлением в сад, школу, вуз в удобное для вас время; для записи звоните по круглосуточному телефону .

    «Горб, косоглазие, истощение – но они же не жалуются на боль». Почему болезни детей из интернатов необратимо запущены

    Тане восемь лет, но она не похожа на других восьмилетних девочек и понимает это. Может, если бы Таня не понимала, ей было бы даже легче. Горбик за спиной, косоглазие, инвалидная коляска… Она выглядит на три или четыре года и живет в интернате для детей с умственной отсталостью, хотя у нее самой умственной отсталости нет. Могло не быть и горбика. И уж точно – косоглазия. Просто помочь Тане было некому.

    Таня родилась в Хакасии, и интернат, в котором она живет – один из тысячи. Таня тоже – «одна из тысячи», точнее, из 22 тысяч детей-сирот с инвалидностью. Как и в других домах-интернатах, в ее учреждении нет ставки врача. Она просто не предусмотрена, потому что интернат – не медицинское учреждение. Он находится в ведомстве Министерства социальной защиты и социально Таню, как может, защищает. Единственный медицинский работник интерната, оформленный на 0,25 ставки, знает, как вылечить ее от простуды, когда надо госпитализировать, но не может сделать ей ежегодное МРТ, которое очень пригодилось бы для оценки Таниной динамики, для плана ее реабилитации.

    Чтобы поехать на дорогостоящее обследование в областной центр, например, на КТ или МРТ, фельдшер должен оформить специальную заявку, дождаться очереди, которая иногда тянется месяцами, обеспечить транспортировку ребенка, который обязательно должен в этот день ничем не болеть… Но в силу врожденных заболеваний иммунитет у детей часто низкий, и они болеют. Поэтому своей очереди на МРТ можно ждать годами. А получив заключение, услышать слова областного врача о том, что помочь Тане или какому-то другому ребенку нельзя, да и незачем, ведь у него – глубокая умственная отсталость. Даже если он потеряет зрение и перестанет видеть, то что он из того, что видел, понимал?

    Умственной отсталости может и не быть. Просто кто-то почему-то сочтет тебя бесперспективным и лечить не будет – все устроено именно так.

    И Таня это знает, но не отчаивается. У нее есть кое-что, что не отнимет ни болезнь, ни трудные обстоятельства – идеальный слух и потрясающий голос, она поет и читает стихи. И кажется очень красивой, несмотря на «детдомовскую» стрижку, косоглазие, которое легко исправить, и горбик, который можно было убрать еще пять-семь лет назад, когда Таня была совсем маленькой.

    Исполнительный директор Благотворительного фонда «Дорога жизни» Анна Котельникова говорит, что Таня – далеко не единственная:

    – Детские болезни, поддающиеся лечению на ранних этапах, зачастую запускаются из-за отсутствия диагностической базы, нехватки оборудования, невозможности привезти ребенка на обследование. У нас был случай с семилетней девочкой, страдавшей от сильнейшей гидроцефалии. Если описать простыми словами: у нее на голове было гигантское образование, которое росло долгие годы. Не заметить его было просто невозможно. Если бы его удалили на самом раннем этапе, ребенок ходил бы в обычную школу. Но в регионе решили, что она некурабельна, помочь ей нельзя, и все это время девочка лежала. Пока мы не прооперировали ее в Москве. Ребенок впервые за 7 лет смог лечь на спину. Конечно, несмотря на проведенную операцию, у нее теперь не такой радужный прогноз.

    Часто на фотографиях мы видим истощенных детей, и выглядят они так не потому, что в интернате их морят голодом. Их желудок просто не усваивает обычную пищу, а кухня для всех одна. Подобрать специальное питание может быть просто некому! Потому что нет нутрициолога, который мог бы помочь.

    Типичный случай с девочкой из Хакасии: девочка абсолютно сохранна интеллектуально, но у нее есть физиологические проблемы – косоглазие, горб. Она – настоящая артистка! Поет песни, у нее идеальный музыкальный слух, читает стихи. Но ей никто не занимается, потому что у нее «физическое уродство». При этом даже ее косоглазие можно было исправить давным-давно.

    Главный педиатр выездной бригады врачей фонда Наталья Гортаева отмечает, что ее коллег из регионов сложно винить.

    – Врач в регионе может не располагать всем необходимым оборудованием или медикаментами, чтобы помочь ребенку из отделения милосердия. Более того, он может просто не обладать нужной компетенцией для заболевания, при котором нужен не обычный педиатр детской областной больницы, а опытный нейрохирург. Ребенок из дома-интерната в основном контактирует с младшим медицинским персоналом – местным фельдшером, медсестрами, которые прекрасно могут лечить ОРВИ, но не знать, что делать с тяжелым орфанным заболеванием. Мне встречался случай, когда главный врач детской городской больницы даже не знала, что в городе есть детский интернат и его пациенты, а это 50 детей, которых надо, как минимум, регулярно осматривать. Но на педиатре в детской поликлинике огромная нагрузка и без детей из интерната.

    Я даже не знаю, как глобально можно решить эту проблему, потому что буквально на каждом этапе мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями, связанными с нехваткой ресурсов и медицинского персонала. И со стереотипом, который жив и в медицинской среде: помогать надо сохранным детям, а эти все равно ничего не понимают. Но в большинстве случаев их качество жизни можно значительно улучшить. Они хотя бы не должны страдать от боли.

    Однажды я осматривала детей, у которых была довольно серьезная умственная отсталость. Мальчик-подросток привел мне своего друга и показал огромное образование у того на спине: «Он стесняется, помогите ему».

    Ребенок с нарушением интеллекта заметил, что с его другом что-то не так, а в учреждении на это не обращали внимания – он же не жалуется на боль.

    Многие дети и не могут пожаловаться, причину их беспокойства трудно понять, потому что они не говорят. Поэтому практически каждому ребенку нужен его индивидуальный взрослый, который отслеживал бы его состояние. Но бывает, что у ребенка за всю жизнь нет даже ни одной фотографии, потому что это – не те дети, которых «пиарят» для того, чтобы их взяли в семью. А фотографии нужны, чтобы отслеживать их состояние. Чтобы понять, в какой момент ребенок вдруг сбросил 20 кг веса.

    Иногда в интернате оказываются дети, у которых есть родители. Но родители просто не могут их прокормить, потому что за ребенком нужен постоянный уход, значит, на работу пойти нельзя, а на пенсию по инвалидности – не выжить.

    – Всем этим детям нужны «маршрутные карты», которые мы составляем и передаем персоналу, – говорит Наталья Гортаева. – Там написано, какие исследования необходимо провести, к какому врачу обратиться, чтобы стало легче. Пока все это делается в ручном режиме, и очень часто в детском доме-интернате или в психоневрологическом интернате оказывается так называемый молодой инвалид, лишенный дееспособности – это подросток или молодой человек, которому на самом деле можно было помочь так, чтобы он жил обычной жизнью.

    Кроме Тани, в одном из интернатов, но уже Приморского края живет Тоня. Тоне пять лет, до двух с половиной она жила в семье. И ее история пока не зашла так далеко. Тоне начали помогать почти вовремя. Ее увидели врачи в один из своих выездов в интернат. Да и в самой Тоне жива надежда, что она сможет ходить сама. Для этого ей даже не нужны операции, только регулярные занятия, бассейн, ЛФК и все то, что невозможно дать в системе, где на десятки детей полагается 0,25 фельдшера. Она забавно и серьезно представляется новым взрослым «Антонина» и часто играет, что собирается на море. Но уехать никак не удается, ведь она где-то забыла чемоданчик.

    Впрочем, единственный чемоданчик, который действительно поможет и Тане, и Тоне – тот, который они соберут домой.

    Детские глазки под защитой

    Телевизоры и телефоны, планшеты и ноутбуки. Обилие гаджетов и того, что с ними связано, привлекает внимание не только взрослых, но и детей — порой уже в малом возрасте.

    Эти и многие другие факторы способны негативно влиять на зрение детей. О некоторых причинах, симптомах, профилактике заболеваний глаз у детей мы поговорили с врачом-офтальмологом «Клиника Эксперт» Тула, заслуженным врачом Российской Федерации Татьяной Сергеевной Журавлевой.

    — Татьяна Сергеевна, пока ребёнок не пошёл в школу, проблем со зрением у него быть не должно – думают многие родители, а потому не спешат показать малыша врачу. В каком возрасте первый раз необходимо привести ребёнка на приём к детскому офтальмологу?

    Первый осмотр малыша офтальмологом необходимо провести в 1 месяц. В этом возрасте выявляется врождённая патология органа зрения: катаракта, глаукома, колобома радужки, частичная атрофия зрительного нерва, косоглазие и т.д. С рождения часто диагностируется аномалия развития носослёзного протока – дакриоцистит новорожденного, приводящий к слезостоянию и слизисто-гнойному отделяемому из одного или обоих глаз. Поэтому важно вовремя назначить правильный массаж области слёзного мешка.

    О глаукоме у взрослых подробнее можно узнать здесь

    Далее ребёнок осматривается в 1 год. Исследуется рефракция (способность глаза к светопреломлению). Длина переднезадней оси глаза невелика, поэтому у большинства детей дальнозоркая (гиперметропическая) рефракция приблизительно в 4,0 диоптрии (дптр). С увеличением возраста, по мере роста глаза, дальнозоркость ослабевает, и к 7 годам глаз имеет эмметропическую рефракцию. Такие люди (эмметропы) хорошо видят вдаль и вблизи. В связи с этим важно как можно раньше выявить аномальную рефракцию у 1-3-летнего малыша, чтобы назначить раннюю очковую коррекцию при ряде патологий.

    В 3 года у ребёнка впервые проверяют остроту зрения. График осмотра детей у офтальмолога утверждён Министерством здравоохранения РФ. Он включает следующие возрастные периоды: 1 месяц, 1 год, 3, 6, 7, 10, 11, 15, 16 и 17 лет. Однако в связи с возросшей нагрузкой на глаза из-за использования гаджетов, ранней подготовки к школе, массы всевозможных игр, развивающих мелкую моторику, офтальмологи рекомендуют родителям посещать врача ежегодно.

    «Раннее развитие ребенка — это интенсивное развитие его способностей в возрастном промежутке с рождения и до 3 лет. Нужно помнить, что оно не является синонимом обучения ребенка чтению, счету». Цитата из материала «Подводные камни раннего развития. Кому оно надо?»

    — Вы рассказали о плановых осмотрах ребёнка у глазного врача. А при каких симптомах отвести малыша к офтальмологу необходимо без промедления, не дожидаясь осмотра по графику?

    Несмотря на существующие декретированные периоды осмотра врачом-офтальмологом, родители могут заподозрить, что ребёнок плохо видит. Некоторые проявления:

    — малыш щурится при взгляде вдаль или смотрит «боком», низко наклоняется при письме или близко подносит книгу к глазам;

    — глаз периодически отклоняется к носу или к виску, расширяются зрачки;

    — глаза краснеют, отмечается светобоязнь, зуд;

    — появляется утомляемость или головная боль при чтении;

    — у первоклассника может быть плохой почерк;

    Это основные симптомы, при которых необходимо немедленно обратиться к офтальмологу.

    Первый признак слабовидения у малыша первых месяцев жизни — это отсутствие фиксации взгляда, нистагм (спонтанные колебательные движения взгляда), косоглазие.

    Среди офтальмологических детских заболеваний:

    на первом месте — миопия и астигматизм

    на втором — косоглазие

    на третьем — воспалительные заболевания глаз

    — Как родители могут самостоятельно, в домашних условиях, определить, есть ли у ребёнка проблемы со зрением?

    Ребёнка школьного возраста можно попросить прочитать текст на телевизионном экране, а на улице — на рекламном щитке, который видите вы, назвать номер автобуса и т.д.

    Малыша родители могут попросить принести маленькую игрушку, лежащую вдали от него.

    Можно показать ребёнку во время прогулки собачку или птичку, и вы определите, как быстро он зафиксирует данный объект взглядом.

    — Что говорит статистика: какие офтальмологические детские заболевания встречаются чаще всего?

    Ведущее место среди патологии глаз занимает аномалия рефракции — 57%. Из них:

    — на первом месте — миопия (близорукость). Регистрируется у 30-50% учащихся (в Японии — у 75%) Ежегодно показатель увеличивается на 5%, главным образом за счёт школьников младших и средних классов. В нашей стране среди подростков близорукость отмечается у каждого шестого. На астигматизм приходится 37%;

    — на втором месте — косоглазие (13%).

    — на третьем — воспалительные заболевания глаз.

    — По каким причинам страдает зрение у детей?

    Близорукость развивается из-за избыточных зрительных нагрузок, игнорирования гигиены труда, в том числе если ребёнок неправильно сидит за столом и много пользуется компьютером, мобильным телефоном и телевизором.

    Миопия — частый спутник детей, которые много читают, длительно занимаются с мелкими предметами на близком расстоянии от глаз (пазлы, мозаика, лего, конструктор, вышивание, вязание, бисероплетение).

    Свой негативный вклад вносит ранняя и непрофессиональная подготовка к школе (когда ребёнка учат читать и писать до 5-6 лет). Печальный факт: возрастающие учебные нагрузки у школьников и студентов ведут к усугублению проблемы ухудшения зрения.

    Ещё одной причиной, влияющей на остроту зрения, являются травмы шейного отдела позвоночника, в том числе и при родовспоможении.

    — Татьяна Сергеевна, какую роль в развитии офтальмологических заболеваний у детей играет генетика?

    Появление миопии зависит, главным образом, от наследственности и условий внешней среды. Вероятность её у ребёнка увеличивается с 8% (родители с нормальным зрением) до 70% (миопия у обоих родителей). Если близорукость имеется у одного из них, то вероятность появления её у ребёнка составляет 50%. Причём у детей миопия может быть на 2-3 диоптрии больше, чем у родителей.

    — Получается, что если у ребёнка есть наследственная предрасположенность, то сделать ничего нельзя и как бы не старались родители и врачи, а заболевание глаз рано или поздно проявит себя?

    Оно может проявиться с названной мной вероятностью. Поэтому при осмотре ребёнка в 1 год мы всегда интересуемся наследственностью и даём советы родителям по ограничению зрительной нагрузки вблизи, не соответствующей определённому возрасту. Таким деткам необходимо проверять зрение и исследовать рефракцию каждые 6-12 месяцев. Если появились первые признаки спазма аккомодации, необходимо его своевременно снимать консервативными методами лечения (закапыванием капель, тренировкой аккомодации на аппаратах), таким образом отдаляя момент появления истинной миопии.

    — Заболевания глаз у детей хорошо поддаются коррекции?

    Да. Благодаря современному диагностическому офтальмологическому оборудованию можно правильно подобрать очки. Главное — своевременно выявить то или иное нарушение рефракции у ребёнка и назначить раннюю очковую коррекцию.

    При позднем (в возрасте 6-7 лет) обнаружении врождённой аномалии рефракции (гиперметропия, астигматизм, миопия) и поздно подобранных очках офтальмологи сталкиваются с ещё одной серьёзной проблемой – амблиопией (так называемая «ленивая» сетчатка). Эта патология требует упорного и длительного аппаратного лечения в условиях специализированного детского сада, кабинета охраны зрения детей, санатория и не всегда приводит к желаемому результату в возрасте старше 7 лет.

    — Как защитить детские глазки? Расскажите о профилактике офтальмологических заболеваний у детей

    Чтобы уменьшить риск появления и усугубления близорукости, необходимо предпринимать следующие меры:

    — проводите общее укрепление организма ребёнка, закаливание. Обеспечьте ему физическую активность. Полезны занятия спортом — например, бегом, плаванием, теннисом, бадминтоном, а также любые другими видами, где нет травмирования головы;

    — оптимизируйте питание. Пища должна содержать достаточно белка (он содержится, в частности, в рыбе, мясе, твороге, яйцах). Также необходимы продукты, богатые кальцием и антиоксидантами (витаминами А, Е, С, селеном);

    — ребёнок должен соблюдать гигиену зрения. Что она подразумевает? Читать, писать, выполнять прочую зрительную работу необходимо при оптимальном освещении с наличием верхнего света и настольной лампы мощностью 60-100 Вт. Свет должен падать на рабочее место сверху и слева. Осанка должна быть правильной. Читать лучше не наклоняя голову вниз, а располагая книгу на подставке на удалении 35-40 см. Уменьшение расстояния при письме до 20-25 см ведёт к усугублению близорукости.

    Нельзя читать лежа и в транспорте, поскольку вибрация и плохое освещение также сильно утомляют. Работая на близком расстоянии, следует делать перерыв через каждые 40 мин, при миопии слабой степени — через полчаса, средней и высокой — через 10-15 мин. За компьютером школьнику можно находиться не дольше 15-20 мин в день. Если работа не выполнена, то её следует разделить на части и прерываться спустя каждые 15 мин, чтобы глаза отдохнули.

    Смотреть телевизор малышам до 3-х лет нельзя. Детям до семи лет разрешается не более 30-40 мин в день. Старшим школьникам — до 1,5-3 часов, но без перерыва — не более 1,5 часа.

    Компьютер запрещён до восьми лет. Если старший ребёнок страдает близорукостью, не обучайте чтению младших детей раньше 5-летнего возраста, не отдавайте в школу в 6 лет. Ресничная мышца окончательно формируется к 7-8 годам, и среди тех, кто пошёл в школу с шести лет, втрое больше имеющих близорукость по сравнению с начавшими посещать её в семь лет.

    Записаться на приём к врачу-офтальмологу можно здесь

    внимание: консультации доступны не во всех городах

    Журавлева Татьяна Сергеевна

    Выпускница Воронежского государственного медицинского института 1979 года.

    В 1980 году окончила интернатуру по педиатрии, в 1985 прошла специализацию по офтальмологии.

    Заслуженный врач Российской Федерации, врач высшей квалификационной категории.

    В настоящее время — врач-офтальмолог в «Клиника Эксперт» Тула. ул. Болдина, д. 74.

    Почему у ребёнка падает зрение?

    О шести ошибках родителей, из-за которых у ребенка падает зрение, вреде хлеба с плесенью, возрасте пива и о других новостях науки в нашем обзоре.

    6 самых частых ошибок родителей, из-за которых у ребенка падает зрение

    Самый распространенный дефект зрения – близорукость – встречается сегодня у каждого третьего выпускника школы. А каждый десятый малыш достигает трехлетнего возраста с косоглазием. Причины этого разные, но большинство из них вполне предотвратимы, главное, чтобы родители знали об этом и не допускали ошибок, ценой которых может стать зрение их ребенка, считают специалисты. Основные родительские заблуждения разбираем с президентом Ассоциации офтальмологов и страбизмологов, офтальмологом-хирургом, д.м.н. Игорем Азнауряном.

    Раннее развитие помогает вырастить гения

    Мода на раннее развитие ребенка часто губительна для его здоровья и может привезти к заболеванию глаз. Если, конечно, родители не придерживаются основных правил безопасности. Так, интенсивные занятия с ребенком младше трех лет рисованием, чтением, правописанием требуют частой смены деятельности. Дело в том, что ни нервная, ни зрительная системы ребенка, которые формируется до 3-4 лет, не готовы к преждевременным чрезмерным нагрузкам. Поэтому самая оптимальная схема занятий с детьми такого возраста: 20 минут занятий, 15 минут отдыха.

    Вторая и, пожалуй, самая важная причина развития проблем со зрением – во время долгих занятий глаза ребенка фокусируются на одной плоскости и на одном расстоянии от объекта. А это пагубно влияет на зрение, ведь цилиарная мышца должна работать и вблизь и вдаль. И здесь совет такой: полепили с ребенком – затем посчитали птичек за окном, заставляя таким образом глаза «работать» на ближнем и дальнем расстоянии.

    Некоторые современные мамы ничего не имеют против того, чтобы их малыши осваивали планшет – это и современные технологии, и развивающие игры. Но приучать детей к смартфонам с младшего возраста очень опасно. Главная опасность планшета в том, что он не зафиксирован, все время трясется в руках ребенка, глаз вынужден постоянно «перенастраиваться» и перенапрягаться. Это провоцирует раннее развитие глазных заболеваний. Давайте посмотрим правде в глаза: развивать ребенка можно и без планшета – ведь мы с вами как-то выросли без гаджетов!

    «Не встанешь из-за стола, пока не сделаешь уроки!»

    А это распространенная ошибка родителей уже подросших детей. Школьники уже не малыши и заниматься им нужно значительно больше. Родители приучают их к трудолюбию, дисциплине, и заодно портят их зрение. А потом винят плохое освещение в классе, неудобные парты и ребенка, который слишком сильно сутулится и близко наклоняется к тетради, когда пишет. При этом мало кто осознает, что близорукость развивается не в школе, а дома за выполнением домашних заданий.

    В школе через каждые 40 минут бывают перемены, плюс во время уроков взгляд переключается то на доску, то на тетрадь, поэтому цилиарная мышца работает на разном расстоянии. Дома же ребенок сидит за учебниками и час и два, а если и прерывается, то на смартфон. В итоге – однотипная продолжительная нагрузка вблизи. А если еще ребенок работает не за столом, а на кровати или на полу, то зрительная система напрягается еще больше, ведь расстояние между глазом и предметом постоянно меняется.

    Поэтому родителям надо следить, чтобы ребенок во время выполнения домашних задний делал перерывы через каждый час. И лучше в эти перерывы нагружать его делами по дому – помыть посуду, убрать в своей комнате. Пусть его глаза отдыхают.

    Антибликовые очки при работе с компьютером помогают сохранить зрение

    Еще однатипичная ошибка родителей детей-подростков. Уже доказано, что современные мониторы не обладают вредным излучением. Значит, нет смысла и защищать глаза от бликов. Поэтому антибликовые очки не принесут ни пользы, ни вреда. Но при условии, что у ребенка нет сформировавшихся проблем со зрением. А вот если проблемы уже есть, то такая мнимая «защита» может стать опасной, потому что время на необходимое лечение будет упущено. Поэтому главный помощник в вопросах профилактики и лечения зрения – врач-офтальмолог.

    «У моего ребенка с глазами все нормально, зачем идти к офтальмологу?»

    Частая причина потери драгоценного времени заключается в том, что ребенок не жалуется на плохое зрение. И родители считают, что ходить к офтальмологу не обязательно. Но, к сожалению, сам ребенок не всегда может понять, что у него ухудшается зрение. Например, если зрение падает на одном глазу, а второй продолжает работать с прежней остротой – то ребенок будет видеть, как и прежде и не заметит изменений.

    Тем более по внешнему виду не сделаешь выводы о таких заболеваниях, как астигматизм, амблиопия, анизометропия – это может увидеть только офтальмолог. Поэтому профилактические осмотры у офтальмолога ежегодно следует проходить, даже если вам кажется, что все нормально. Для дошкольника существует свой постоянный режим посещения офтальмолога: в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года. Если никаких отклонений не выявлено, то на следующий прием можно прийти перед школой в 6 лет.

    Зачем так часто ходить к офтальмологу?Во-первых, чтобы не пропустить отклонения от нормы. А, во-вторых, большинство глазных патологий передаются по наследству, даже близорукость. Например, по статистике, если у одного из родителей снижено зрение, то 50% , что также будет и у ребенка. А если близоруки оба родителя, то вероятность, что близорукость разовьется и у ребенка, достигает уже 80%. Грамотный офтальмолог должен не только поставить диагноз «миопия», но и стабилизировать ее, остановить падение зрения.

    БАДы с черникой улучшают зрение

    Это самое распространенное заблуждение родителей. БАДы с черникой, таблетки с лютеином, морковка – все это не оказывает никакого воздействия на зрительную систему. Конечно, рацион ребенка должен быть обогащен витаминами, но это не помощь при болезнях глаз. Допустим, глазная патология ребенку передалась по наследству, но наследственные заболевания, к сожалению, БАДами и морковкой не вылечить.

    Бессистемное аппаратное лечение

    При необходимости офтальмолог назначает ребенку амбулаторное, консервативное лечение, которое в народе принято называть «аппаратным». Это лечение показано при таких патологиях, как амблиопия, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм. Многие родители верят в аппаратное лечение, как в панацею от падения зрения. Но не достаточно просто привести ребенка посидеть за аппаратами. Главное – получить адекватную и эффективную терапию, которая поможет остановить рост близорукости. Аппараты везде стоят одинаковые, схемы лечения стандартные, но вот дети все разные. Поэтому в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. Иначе ребенка можно «залечить» так, что станет только хуже.

    Прежде чем начать лечение, следует провести диагностику всех зрительных функций ребенка. Не помешают и дополнительные обследования. Например, энцефалография. Дело в том, что у внешне здорового ребенка могут быть функциональные изменения в мозге, которые в обычной жизни никак не проявляются. И очень важно увидеть эти очаги до начала лечения. Потому что среди аппаратов есть и такие, которые излучают свет или мелькают разными огнями. Эти огоньки, как катализаторы, которые стимулируют мозг, могут спровоцировать у ребенка судороги. К тому же аппаратное лечение эффективно только в комплексе с медикаментозным. Современные офтальмологи используют электрофорез – с его помощью лекарство можно доставить в необходимый участок глаза. Так эффективность процедуры возрастает.

    Если родители возьмутся за работу над ошибками и постепенно откажутся от вредоносных стереотипов, то возможно очень скоро мы зафиксируем снижение эпидемии близорукости.

    Как понять, что у ребенка начало снижаться зрение

    Насторожить родителей должны несколько характерных признаков:

  • изменился в худшую признаку почерк – стал более крупным, «корявым»
  • ребенок наклоняется слишком низко к тетради
  • при просмотре телевизора ребенок не сидит на диване, а подходит прямо к самому экрану
  • ребенок щурится, когда пытается разглядеть что-то вдали
  • Что делать если ваш ребенок столкнулся с близорукостью

    Нужно четко представлять последовательность действий. Сначала вместе с врачом следует остановить близорукость, а потом постараться снять очки. Современная офтальмология может это сделать с помощью аппаратного и медикаментозного лечения, а также лазерной коррекции зрения.

    Ученые определили самую вредную для сна позу

    Специалисты из американской клиники Майо выяснили, какая поза является для сна самой вредной. Об этом сообщает портал Bustle со ссылкой на соответствующее исследование.

    Согласно полученным результатам, сон на животе плохо сказывается на здоровье. В этой позе человек не может дышать полной грудью. Кроме того, в таком состоянии затекают мышцы шеи, что вредно для сосудов. При этом также изгибается спина, что оказывает более сильное давление на внутренние органы.

    Можно ли есть «чистую» часть хлеба с плесенью? Ни в коем случае!

    Что делать, если вы, например, собрались сделать бутерброд, но продукты немного заплесневели? Обрезать плесень и действовать дальше согласно своим планам? Ни в коем случае. Подробно и наглядно это объясняет видеоролик от TechInsider, получивший вирусное распространение.

    Если на хлебе, фруктах, овощах или мягком сыре появляется плесень, не следует есть ни кусочка этих продуктов. На видео показывают, что то, что мы называем плесенью – лишь часть системы грибков, которая может пронизывать весь кусок пищи. То, что мы видим – часть грибка, предназначенная для размножения, спорангий, разбрасывающий тысячи спор. Таким образом «чистой» части заплесневелого хлеба не существует.

    Насколько опасна эта плесень, зависит от вида грибка. Некоторые из них сравнительно малоопасны, но некоторые действительно угрожают здоровью. Так, согласно видео, грибки рода Кладоспориум сравнительно безопасны, хоть и могут вызывать аллергию. Но, например, Пенициллин корочковый вырабатывают токсины, вызывающие отравления. Обычная черная плесень на хлебе также очень небезразлична для здоровья.

    Кратковременная термическая обработка не обезвреживает токсины грибов. Поэтому поедание продуктов, покрывшихся плесенью – никому не нужная «русская рулетка». Человеку, имеющему финансовую возможность, выбросить заплесневелый хлеб, лучше именно так и поступить.

    Справедливости ради отметим, что в правилах употреблении пищи с плесенью есть исключения. Так, диетолог Катрин Зератски (Katherine Zeratsky) в своем блоге на сайте Клиники Мэйо (Mayo Clinic) указывает, что твердый сыр после срезания плесени вполне можно есть.

    Нейронная связь кишечника и мозга

    Человеческий кишечник напрямую связан с мозгом с помощью обнаруженной цепи нейронов, — пишет sciencemag.org со ссылкой на Cell.

    Человеческий кишечник покрыт более чем 100 миллионами нервных клеток – то есть это практически мозг сам по себе. И действительно, кишечник «общается» с мозгом, высвобождая в кровоток гормоны, которые в течение приблизительно 10 минут могут рассказать, насколько организм голоден, или сообщить, что не стоило съедать целую пиццу.

    Новое исследование показывает, что кишечник имеет еще более прямую связь с мозгом через нейронную цепь, которая позволяет передавать сигналы за считанные секунды. Выводы могут привести к новым методам лечения ожирения, расстройств пищевого поведения и даже депрессии и аутизма — все это связано с неисправностью кишечника.

    В исследовании раскрывается «новый набор путей, которые используют клетки кишечника, чтобы быстро общаться с мозгом», — говорит Дэниел Друкер, врач, изучающий расстройства кишечника в исследовательском институте Луненфельд-Таненбаум в Торонто (Канада), который не участвовал в работе. Хотя все еще остается много вопросов, Друкер заявил, что «это превосходный новый кусочек головоломки».

    В 2010 году нейробиолог Диего Бохоркес из Университета Дьюка в Дареме (Северная Каролина) сделал потрясающее открытие, используя свой электронный микроскоп. Он заметил, что энтероэндокринные клетки, которые выстилают поверхность кишечника и вырабатывают гормоны, стимулирующие пищеварение и подавляющие голод, имели «ножки», напоминающие синапсы, используемые нейронами для общения друг с другом. Бохоркес знал, что энтероэндокринные клетки могут с помощью гормонов посылать сообщения в центральную нервную систему, но он задался вопросом, могут ли они «разговаривать» с мозгом с помощью электрических сигналов, как это делают нейроны. Если это возможно, то, вероятно, кишечник посылает сигналы через блуждающий нерв, который соединяет кишечник со стволом мозга.

    Он и его коллеги вводили флуоресцентный вирус бешенства, который передается через нейронные синапсы, в толстую кишку мышей и ждали, что энтероэндокринные клетки и их партнеры высветятся. Эти партнеры оказались вагальными нейронами.

    В чашке Петри энтероэндокринные клетки образовывали синаптические связи с вагальными нейронами. Клетки выделяли глутамат — нейротрансмиттер, передающий информацию о запахе и вкусе. Вагальные нейроны принимали глутамат в течение 100 миллисекунд — быстрее, чем происходит моргание.

    Бохоркес говорит, что это намного быстрее, чем перемещение гормонов из кишечника в мозг через кровоток. А именно медлительность гормонов может быть причиной неудач многих ингибиторов аппетита. Следующий шаг — выяснить, обеспечивает ли эта сигнальная система кишечник-мозг передачу информации о питательных веществах и калорийности пищи, которую мы едим.

    Есть некоторые очевидные преимущества сверхбыстрой передачи сигналов из кишечника в мозг — такие как обнаружение токсинов и ядов. Однако могут быть и другие преимущества, связанные с определением содержимого нашего кишечника в реальном времени.

    Ученые полагают, что эти чувствительные клети кишечника были у одного из первых многоклеточных организмов — плоского существа под названием Trichoplax adhaerens, которое появилось примерно 600 миллионов лет назад.

    Эти клетки продолжают и сегодня приносить нам пользу. Исследователи использовали лазеры для стимуляции сенсорных нейронов, иннервирующих кишечник у мышей. Ученые выяснили, что лазерная стимуляция повысила гормон дофамин, отвечающий за удовольствие и хорошее настроение, в мозгу грызунов.

    Таким образом, исследователи пришли к выводу, что стимуляция блуждающего нерва электрическим током может лечить тяжелую депрессию у людей. Кроме того, результаты исследования объясняют, почему на базовом уровне еда заставляет нас чувствовать себя хорошо. Иван де Араухо, невролог из Медицинской школы Икана на горе Синай в Нью-Йорке и соавтор исследования, заявил: «Несмотря на то, что эти нейроны находятся вне мозга, они прекрасно соответствуют определению нейронов вознаграждения», которые управляют мотивацией и повышают удовольствие.

    Оригами поможет построить здания на Луне и Марсе

    Проект MoonMars разрабатывает необычный подход к архитектуре будущих внеземных поселений. Для большей производительности и адаптивности зданий ученые применяют технологию оригами.

    Оригами и высокопроизводительная ткань преображают архитектурные планы для человеческих поселений и исследовательских станций на Луне и Марсе. Первые полевые тесты оригамного прототипа проекта MoonMars представит доктор Анна Ситникова в Берлине на Европейском планетарном научном конгрессе — 2019.

    MoonMars — коллаборация Европейского центра космических исследований и технологий (ESTEC), Международной рабочей группы по исследованию Луны (ILEWG), исследовательских учреждений и студии текстильной архитектуры Samira Boon. Команда MoonMars применила структуру оригами в процессе цифрового плетения для формирования сложных форм, достаточно компактных для транспортировки и простых при установке посредством надувных, выскакивающих или роботизированных механизмов во внеземных условиях.

    «Оригамные структуры из текстиля можно развернуть во множество различных форм. Они легкие. Их легко устанавливать и использовать повторно в различных конфигурациях и размерах для практичного использования пространства. Структуры остаются функциональными при изменяющихся обстоятельствах, что увеличивает их полезный срок службы», — рассказывает Ситникова, руководящая проектом MoonMars со стороны ILEWG.

    Фрагмент оригамной текстильной структуры, разработанной в студии Samira Boon / © Studio Samira Boon

    В недружелюбных условиях космоса высокопроизводительные ткани и гибкая природа оригами могут предоставить уникальные архитектурные преимущества. Угловатые фасеты оригамных структур уменьшают возможность попадания в них микрометеоритов под прямым углом, распределяя энергию потенциального воздействия и снижая риск проникновения внутрь, тем самым защищая астронавтов внутри поселений. Солнечные панели, встроенные в меняющие форму ткани, могут следовать за Солнцем для сбора больших объемов энергии днем. Прозрачные и непрозрачные фасеты могут менять направление для настройки внутреннего освещения и климатических условий.

    После предварительных испытаний прототипа входного туннеля во время симуляции EuroMoonMars, проведенных в лаборатории ESTEC в апреле 2019 года, команда MoonMars нацелена на серию амбициозных опытов в 2019-м. В июне проект IGLUNA под руководством Швейцарского космического центра проведет испытания оригамного поселения в леднике к северу от Церматта, Швейцария. В сентябре 2019-го команда отправится в Исландию для участия в кампании внутри лавовой пещерной системы.

    «Мы только вернулись из разведывательной поездки и подобрали пещерные системы Стефансхеллира и Суртсхеллира, в которых имеются обширные галереи и очень сложная система туннелей. Предварительно планируем разместить маленькое поселение, применив знания из предыдущих демонстраций нашего оригамного туннеля и плетеных куполов», — объясняет Ситникова.

    Затем ученые намерены разработать саморазворачивающееся оригамное поселение.

    «Оригами для космической архитектуры способствует развитию междисциплинарных подходов и применений, предоставляя передовые методы производства и дизайна, — говорит Ситникова. — Поселения, оснащенные такими структурами, могут периодически преобразовываться и переопределяться в соответствии с человеческими факторами и факторами окружающей среды».

    Пиво «постарело» на несколько тысяч лет – варить его научились еще на заре земледелия

    К аргументам в давнем споре археологов о том, что появилось раньше – пиво или хлеб, прибавился еще один. И, как ни удивительно, в пользу пива. Исследуя погребальные памятники древней натуфийской культуры в пещере Ракефет, расположенной на территории современного Израиля, ученые обнаружили свидетельства того, что пенный напиток изготавливали там уже не менее двенадцати тысячелетий назад.

    Натуфийская археологическая культура уходит своими корнями в эпоху мезолита (среднего каменного века), который был временем перехода от охоты и собирательства к земледелию. Существовала эта культура свыше десятка тысячелетий назад на территории Леванта на восточном побережье Средиземного моря, т.е. современного Ливана, Сирии, Израиля и Иордании. Предполагается, что именно натуфийцы создали первые в мире оседлые поселения – деревни, а затем и города, одним из которых, по-видимому, был Иерихон, считающийся сегодня самым древним городом на планете.

    Что касается хлеба и пива, то еще несколько десятков лет назад была выдвинута гипотеза, что одной из главных мотивацией окультуривания злаков могло быть производство именно «жидкого хлеба». Не исключалось также, что варить пиво научились еще натуфийцы. По крайней мере, самые ранние на сегодняшний день археологические свидетельства умения натуфийцев делать хлеб были получены при раскопках в Иордании, и относятся они к периоду около 11,6–14,6 тыс. лет назад. Однако до последнего времени самые ранние в мире свидетельства пивоварения были не старше 5 тыс. лет.

    Но недавно группа археологов из США, Израиля, Китая и Польши обнаружила на жерновах возрастом около 13 тыс. лет, найденных в пещере Ракефет, характерные для производства пива следы крахмала и фитолиты, окаменевшие микроскопические растительные частицы. Судя по ним, натуфийцы использовали трехступенчатый процесс пивоварения, проращивая зерна пшеницы или ячменя для получения солода, который затем превращали в кашицу, нагревали и подвергали брожению. Это пиво, вероятно, содержало низкий процент алкоголя.

    Исследователи полагают, что древние натуфийцы варили пиво для использования в ритуальных целях при погребальных обрядах. Таким образом, можно считать, что само появление «пивоварения» было связано не сколько с развитием сельскохозяйственного производства и появлением излишка зерна, сколько с духовными потребностями.

    Возраст этого самого древнего в мире пива – от 11,7 до 13,7 тыс. лет. Это говорит о том, что пиво и хлеб «родились», по крайней мере в восточном Средиземноморье, практически в одно и то же время.

    Как сохранить зрение ребёнка: советы специалиста

    Январь 11th, 2019

    Если верить статистике, сейчас школьники начинают терять зрение еще в младших классах. Виной всему большая нагрузка на глаза. Масла в огонь подливают еще и гаджеты, с которыми дети неразлучны практически с пеленок.

    Распознать заболевания у детей бывает непросто, потому что они либо не жалуются, либо не могут точно сформулировать свои симптомы. Здесь наступает очередь родителей, которым нужно быть очень внимательными, чтобы заметить неявные перемены в зрении своего ребенка. Как уберечь ребенка от глазных заболеваний, обуздать близорукость и косоглазие при помощи современных технологий, рассказала хабаровский детский офтальмолог Вера Григорьева.

    В раннем возрасте зрение только формируется, поэтому очень важно приводить ребенка на осмотр к офтальмологу, чтобы выявить те или иные патологии и в случае чего вовремя провести необходимое лечение, не прибегая к хирургическому вмешательству.

    — Самое главное — заниматься профилактикой и проводить регулярные осмотры, — говорит Вера Григорьева. — Визит к врачу лучше планировать, когда ребенку исполнилось два месяца, год, три и пять лет. Перед школой осмотр просто необходим, а во время учебы тем более. Учитывая нашу индустрию, осмотр надо вести каждый год, как минимум проверяя остроту зрения.

    По словам Веры, гаджеты – настоящий бич современных детей. Чрезмерное использование смартфонов и планшетов с раннего возраста может привести к проблемам со зрением в будущем.

    — Не надо давать маленьким детям в руки гаджеты. Начинать знакомить ребенка с телевизором, компьютером и смартфоном лучше в три года, и то дозировано – по десять минут в день, — говорит собеседница.

    Из-за чрезмерной нагрузки на глаза у детей начинают развиваться глазные патологии. Среди заболеваний, бьющих рекорды по частоте возникновения, — близорукость, спазмы аккомодации, или ложная близорукость, и косоглазие.

    Также часто встречается амблиопия. По-другому ее называют «слепота от бездействия» или «ленивый глаз» — это когда глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную. В результате подавляется работа одного глаза, и он перестает видеть.

    На развитие этих патологий влияют не только смартфоны и компьютер, но и чтение при плохом освещении и в неправильной позе, неправильная осанка, неполноценное питание и неправильный режим дня. Кроме того, чрезмерные нагрузки в школе также могут сказаться на остроте зрения.

    Врачи также не рекомендуют читать лёжа, потому что трудно выдержать необходимое расстояние, когда ребенок лежит. К тому же, расстояние от книги до каждого глаза может быть разное. А это приводит к большему напряжению и нагрузке на шейный отдел позвоночника. Вредным является и чтение в транспорте, который сильно трясет, это создает дополнительную нагрузку на глаза и ведет к быстрому утомлению.

    Избавиться от этих патологий можно (хоть и не от всех) без операционного вмешательства. Сейчас офтальмология предлагает современные методы лечения проблем со зрением.

    Один из современных методов — аппаратное лечение. Это комплекс компьютерных, лазерных и психологических тренировок зрения ребенка, целью которых является стимуляция зрительного анализатора, развитие способности глаза к фокусировке на различные расстояния, нормализация тонуса мышц глаза, улучшение кровообращения и питания глаз.

    — Для начала необходимо выявить проблему и провести осмотр. Но когда ты работаешь с маленьким ребёнком, сложно его заставить делать то, что нужно. Поэтому осмотр длится всего две минуты, дольше ребенок просто не усидит. За такое небольшое количество времени нужно успеть сделать все, что нужно, — говорит Вера Григорьева. — К тому же, дети бывают разные: кто-то спокойный, кто-то капризный. К каждому необходимо найти свой подход.

    После того, как провели диагностику, врач беседует с родителями, дает свои рекомендации, и если нужно, назначает курс аппаратного лечения – технологий может потребоваться несколько.

    Аппараты используются самые разнообразные: визотроник — офтальмологический тренажер с расслабляющим эффектом, предназначенный для профилактики и лечения миопии, спазма аккомодации, хронического зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома, жалоб астенопического характера у взрослых и детей.

    Есть макдэл — комплекс офтальмологических аппаратов, проводящих дозированное стимулирование лазерным излучением управляющих мышц глаза, сетчатки, зрительного нерва. При лечении используются монобиноскоп, цветотерапия, магнито-лазер-стимуляция глаза и прочие технологии.

    Аппаратное лечение доступно детям с трех лет. В зависимости от возраста длительность одного сеанса составляет от 20 минут до 1,2 часа. Сеансов, как правило, бывает от 10 до 20.

    С помощью аппаратного лечения можно полностью избавиться от болезни, но не во всех случаях.

    — Близорукость, например, полностью не лечится. Задача врачей – сделать так, чтобы заболевание не прогрессировало. А вот дальнозоркость должна сама уходить с возрастом. Но если этого не происходит, к 9 годам возникает риск развития косоглазия, который увеличивается в период с 3 до 5 лет, — говорит Вера Григорьева.

    Понятно, что одного только аппаратного лечения в профилактике недостаточно. Нужно соблюдать определенные условия: поменьше гаджетов, гимнастика для глаз, хорошая осанка, освещение и, конечно, ежегодные осмотры у специалиста.

    Признаки возможных проблем со зрением у маленьких детей:

  • Нет реакции на свет. Когда в комнате включается лампочка, ребенок не жмурится и не отворачивается;
  • Ребенок не опознает свои игрушки на расстоянии;
  • Прищуривание при рассматривании объектов, расположенных вдали;
  • Слезотечение и покраснение без причины;
  • У детей до года можно понаблюдать за фокусировкой взгляда. Достаточно повесить на расстояние вытянутой руки огоньки или яркие вещи и посмотреть, останавливает ли на них взгляд ребенок;
  • В 6 месяцев ребенок должен улыбаться в ответ родителям и узнавать их. Кроме того, в этом возрасте дети должны следить за движущимися предметами.
  • Нездоровая тенденция

    У 49% современных детей к третьему классу ухудшается зрение, хотя еще в прошлом десятилетии такие проблемы наблюдались лишь у каждого четвертого третьеклассника.

    Таковы данные исследования, которое провели специалисты «Национального научно-практического центра здоровья детей» Минздрава РФ. Эту тенденцию эксперты объясняют интенсивным использованием гаджетов не только дома, но и в ходе учебного процесса.

    В результате многолетних наблюдений за школьниками врачи установили, что уровни распространенности миопии слабой степени у первоклассников в 2005-м и в 2019 году были одинаковыми. Но начиная со второго класса, у современных школьников резко возрастает распространенность этого дефекта зрения.

    Если в прошлом десятилетии близорукость выявили у 25% наблюдаемых третьеклассников, то в этом — у 49%.

  • У 20,7 млн россиян есть болезни глаз (то есть у каждого седьмого жителя страны). 15 лет назад таких людей было в полтора раза меньше — 13,7 млн человек;
  • Ежегодно инвалидность по зрению получает около 45-ти тысяч граждан нашей страны. Более 20-ти процентов от этого числа приходится на подрастающее поколение;
  • Около 1,5 миллиона детей до 14 лет ежегодно впервые ставят диагноз, связанный с проблемами зрения;
  • Почти 50 процентов современных школьников к третьему классу имеют проблемы со зрением;
  • 30 процентов детей оканчивают школу в очках;
  • 40-50 процентов детей наследуют близорукость, если у одного из родителей миопия, и 80 процентов – если миопия у обоих родителей.
  • Фото: Александр Янышев

    Освещаю разные стороны жизни города, не люблю привязываться к какой-то определенной теме. Медицина, недвижимость, туризм, культура, психология — пишу обо всём, что интересно в данный момент. Главное — чтобы читатель нашел в статье для себя что-то полезное.

    Читайте так же:  Конъюнктивит как лечить у детей лекарства. Почему у детей возникает конъюнктивит и как он лечится