От чего зависит умственное развитие ребенка. Развитие умственных способностей ребенка: формирование характера

Развитие умственных способностей ребенка: формирование характера

Развитие умственных способностей детей — это важная и актуальная тема для родителей. Каждый желает, чтобы ребёнок рос умным, талантливым, был в чём-то лучше, нашёл в будущем реализацию для своих знаний. Для получения наилучших результатов и успешного развития умственных способностей стоит начинать занятия пораньше, не рассчитывая — в школе всему научат, основу сейчас закладывают родители. Какие методики и программы применять, что наиболее эффективно подходит для раннего развития?

Основные системы развития умственных способностей детей

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — это особый вопрос, психологи уделяют большое внимание способам и методикам развития детей. Большой вклад в изучение данного вопроса сделал Венгер Л.А , он проводил исследования проблематики детского восприятия, развития способностей к познанию, диагностировал уровень развития умственных способностей. Венгер развитие умственных способностей детей рассматривал с точки зрения развития способностей к восприятию, сенсорику.

Программа развития умственных способностей ребёнка Венгера Л.А. предполагает следующие принципы

  • Наглядное моделирование — способ познания мира в дошкольном возрасте (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование). Подробнее способы развития моделирования описаны в книге «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания».
  • Сенсорная способность — усвоение сенсорных эталонов, ознакомление детей с эталонами цвета, формы, величины, соотношение с реальными объектами.
  • Умения ориентироваться в пространстве — эту функцию стоит развивать, как и другие знания, умения (обучение соотношению рисунка плана и реальной комнаты, изображение фигурами расстановки столов в комнате).
  • Определение уровня развития умственных способностей — для того, чтобы работать над развитием, нужно понять, что дитя знает, может, что проще или сложнее. Всё это было исследовано на протяжении долгих лет, и система тестов получила своё воплощение в книге » Диагностика умственного развития дошкольников», которую и сейчас психологи разных стран используют как основное пособие.
  • Умственные способности не являются врождёнными — их можно развивать в процессе обучения, образования, любой ребёнок может достичь высоких результатов. Не бывает неспособных детей, есть дети, которым мало уделяли внимания для развития.
  • Развитие умственных способностей — основной вопрос исследований Венгера.

    Они легли в основу программы «Развитие», которую и сейчас применяют в детских садах. Он доказал, что любой малыш может быть способным, что все люди имеют равные возможности, даже девочка, привезённая из далёкого племени, стала в будущем учёным-этнографом. А ещё предрекал — в будущем люди будут больше заниматься творческой и научной работой, а машины — расчетами и рутиной.

    Биологи и антропологи в исследованиях заметили, что строение человека изменилось незначительно за последние несколько тысяч лет. Значит, умственное развитие связано больше с окружающей средой, воспитанием и накопленным историческим опытом.

    Большое внимание уделяется и методике Никитиных, это педагоги, которые личным примером продемонстрировали возможность вырастить одарённых детей — их дети значительно опережали сверстников по уровню и позволяли себе учиться не подряд, а перескакивая через классы, в ускоренном режиме. Что же особенного в их системе воспитания и обучения, как происходит развитие умственных способностей детей?

    Есть основные правила, которых стоит придерживаться для успешного развития детей

  • Нужно давать ребёнку свободу, при этом помогать в решении сложных вопросов. Высокая степень контроля, равно как и «всё на самотёк,» не ведут к позитивным результатам.
  • Детям следует давать свободу в выборе занятий, игр.
  • Спорт должен быть частью жизни ребёнка, естественной и привычной. В доме необходимо иметь специальное оборудование — лестницы, турники, что будет способствовать физическому развитию.
  • Родители берут участие в жизни ребёнка, совместные игры, подсказки по необходимости, но всё делать за ребёнка не стоит, нужен и свой опыт. Оказывать поддержку, проявлять участие.
  • Одежда должна быть лёгкой, не стеснять движения, а закаливание — замечательный способ, помогающий в борьбе с простудными заболеваниями.
  • Обучение происходит непроизвольно, с ранних лет ребёнка окружают интересные предметы — таблицы с числами до тысячи, карты, буквы, оборудование для занятий, книжные полки с интересной литературой.
  • Интеллектуальные игры — это способ развить способности к логике, повысить уровень интеллекта, внимательность.
  • Развитие умственных способностей происходит успешно с помощью игр Никитиных.

    Эти игры отличаются возможностями для применения творческого подхода, многофункциональностью. В основе — переход от более простого задания к сложному, хорошо проводить совместные игры с другими детьми, взрослыми. Важно научиться достигать нужной цели путём проб и ошибок, развивать целеустремлённость.

    Обычно игры включают наборы из фигур — кубиков, кирпичиков, специального конструктора.

    Задания располагаются в виде схемы или рисунка, а значит, способствуют восприятию информации различным образом, учат соотносить образ и предмет. Сложность игры развивается, и задания растут вместе с ребёнком, начинать можно с трёх лет и продолжать и в школьном возрасте, часть задач будут и взрослому непростыми для выполнения.

    Принципы работы с играми

  • способы решения не нужно озвучивать, пусть малыш сам ищет способ выполнения задания;
  • избегайте поспешности и требований всё сделать сразу;
  • пусть ребёнок контролирует результат, сверяя с рисунком;
  • творчеству всегда есть место в играх — составляйте свои задания, узоры для игр.
  • Методика Никитиных — комплексная программа развития умственных способностей детей и физического развития. Главное — давать свободу детям в познании мира, обеспечивать условия развития, помогать в обучении.

    В последнее время популярность приобрела и система развития умственных способностей ребенка по методике Железновых, которая направлена на стимуляцию моторики, включает специальные упражнения, пальчиковые игры под музыку.

    Авторы методики говорят, что занятия способствуют развитию таких способностей

  • развивают музыкальный слух с ранних лет;
  • улучшают координацию движений;
  • помогают изучать счёт и повышать грамотность через песни;
  • развивают координацию движений; происходит развитие координационных способностей детей с умственной отсталостью;
  • стимулируют воображение, когда ребёнок изображает зверей, явления природы, показывает руками названия предметов.
  • Методика Железновых объединила физическое и умственное развитие детей, успешно применяется в центрах раннего развития и программах психологов и педагогов.

    Развитие умственных способностей детей сейчас возможно и с помощью ментальной арифметики, которая позволяет значительно улучшить способности в математике. Эта система построена на вычислениях с помощью специальных счётов, которые состоят из рамки и специальных костяшек. Изначально дети считают на них, а позже учатся проделывать такую операцию мысленно — сложение, вычитание.

    Ментальная арифметика получила распространение во многих странах мира.

    Её используют с успехом американцы, японцы и европейцы. Основы разработаны более 2-х тысяч лет назад. Дети, прошедшие подготовку в школах с такой методикой, показывают удивительные результаты.

    Быстрое обучение чтению и развитие умственных способностей детей возможно также с помощью методики Зайцева. Она предполагает освоение способов чтения в игровой форме с помощью специальных кубиков, на которых расположены буквы, слоги. Зайцев использовал наблюдение: обучение — сложный процесс в детском возрасте, а кубики помогают сделать его интересным, изучая слоги, малыш начинает и читать в скором времени.

    Есть у него и таблицы, пособия, кубики для обучения счёту, письму, иностранным языкам. Сейчас система обучения Зайцева получила большое распространение, многие учебные центры пользуются ею для подготовки детей к школе, однако даже в домашних условиях родители могут самостоятельно обучать ребёнка, главное регулярность — несколько раз в неделю, и ребёнок сможет освоить нужные звуки, слоги, а значит — чтение.

    Родители вправе выбирать, что им ближе для развития ребёнка. Каждая система имеет свои особенности и преимущества. Задача родителей — развивать детей в комплексе.

    Важно помнить: развитие умственных способностей детей и обучаемости во многом зависит от родителей

    1. Старайтесь больше общаться с ребёнком, спрашивайте, узнавайте мнение, понимание процессов, явлений, назначение предметов.
    2. Говорите обо всём — природа, передача, книга, картина. Что изображено? Как ты думаешь, почему. Обрати внимание, подумай над…
    3. В ходе прогулки можно, играя, решать задачи — найти различия у растений, похожие виды деревьев, подсчитать предметы, фрукты. Задав вопрос — ждите, не помогайте с ответом.
    4. Все дела следует доводить до логического завершения, приучая ребёнка к настойчивости и целеустремлённости в обучении.
    5. Совместно обсудите результаты — всё ли получается? Как ребёнок видит возможность улучшения результата, как доработать?
    6. Важно стимулировать мыслительный процесс, внимание, память даже в процессе обычной жизни. Особенности развития умственных способностей детей дошкольного возраста в обучении посредством игры и общения. Используйте специальные книги, тетради с заданиями для работы над логическим мышлением, яркие картины проще для восприятия.

      Формирование характера ребёнка

      Развитие умственных способностей детей — это важная, но не единственная задача родителей, есть ещё формирование характера, который также зависит от воспитания и окружающей среды. Как же вырастить ребёнка с нужными чертами характера: настойчивостью, целеустремлённостью, оптимизмом, решительностью, общительностью, доброжелательностью, трудолюбием?

      Каждый родитель может иметь личный список необходимого в первую очередь. Рассмотрим по порядку формирование характера. Понятие характер включает интеллектуальные, нравственные, волевые и эмоциональные качества, которые возникают на основе темперамента, специфики нервной системы.

      В самом раннем возрасте закладывается основа для доверия окружающему миру, этот период длится до 1 года — малыш во многом зависит от родителей, не может быть самостоятельным, их отношения, слова, действия дают понять: можно ли доверять близким людям и окружающему миру?

      С 1 года до 3-х лет ребёнок осваивает новые навыки

      Может ходить, самостоятельно кушать, использовать горшок. Проявляется больше инициативы, которую стоит поощрять, помогать поддерживать. Каждое новое умение, достижение приносит чувство уверенности в себе, помогает развивать самостоятельность. Конечно, родителям это часто приносит хлопоты, лучше всё сделать самим, но это «медвежья услуга», так ребёнок не перейдёт на новый уровень, не поймёт, как важно быть успешным, самостоятельным, будет расти зависимым.

      В период 4-6 лет закладываются основы коммуникации

      Дети учатся знакомиться, контактировать с окружающим миром, могут иметь воображаемых друзей, строят модели поведения, используют ролевые игры. К тому же возрастает интерес к изучению окружающего мира. Родителям стоит запастись терпением и с вниманием относиться к вопросам подросшего ребёнка.

      Ранние этапы развития приводят к формированию таких характеристик детей: добрый — эгоистичный, общительный — замкнутый, отзывчивый — безразличный. Эти черты закладываются ещё в младенчестве и зависят от обстановки и отношения близких людей.

      Дети впитывают атмосферу, замечают способы общения взрослых между собой, а также чувствуют, какое значение и реакции вызывают у взрослых. Большое количество негатива ведёт к замкнутости, безразличию, неумению легко общаться в будущем.

      Дети учатся путём игр, взаимодействия со взрослыми, а также копируя модели поведения окружающих, поэтому верно, что сначала стоит воспитывать себя, потом детей. После 3-х лет малыш может проявлять интерес к труду, важно давать ему мелкие поручения, позволять участвовать в домашнем хозяйстве, чтобы он чувствовал, что может быть полезным.

      На этом этапе (3-6 лет) закладываются основы для таких характеристик ребёнка

      Трудолюбивый — ленивый, аккуратный — неряшливый, старательный — злонамеренный, ответственный — безответственный, настойчивый — слабовольный.

      Многие родители думают: пусть дети лишь играют, ещё успеют наработаться, лучше самим быстрее всё сделать. Однако можно упустить интерес ребёнка, и в будущем проявятся отрицательные черты характера, которые сложно исправить. Хорошо всё вовремя. Позвольте ребёнку быть равноправным членом семьи, чувствовать свою значимость, помогая по дому, делая покупки, расставляя тарелки, участвуя в приготовлении блюд.

      Формирование характера ребёнка зависит от стимулов, которые посылают взрослые — отрицательных и положительных. Если родители чрезмерно требовательны или наоборот, ничего не требуют — это негативно сказывается на характере ребёнка. Должны быть определённые правила поведения, которые дети усваивают в раннем возрасте.

      Потому учитесь соблюдать компромисс — давать свободу, позволять больше активничать, помогать и при этом учить нормам поведения, прививая положительные привычки.

      Для того, чтобы ребёнок рос любознательным, внимательным, рассудительным следует быть внимательными к окружающему миру малыша — постоянно обсуждать, размышлять над увиденным, замечать все явления, предметы. Полезно также использовать для развития специальные игры, читать, учить песенки, стихи.

      Эмоциональность ребёнка, умение радоваться жизни можно развивать с помощью положительных эмоций.

      Помогают общение и забота о домашних питомцах, игры на свежем воздухе (активные), совместные просмотры и обсуждения фильмов, мультиков. Полезными будут также танцы, музыка, пение. Помогайте и хвалите малыша, давайте понять, что такое доброта, сочувствие.

      Формирование воли является необходимым для достижения успехов в жизни. Начинайте с небольших заданий, учите, как сформулировать, поставить цель и достичь нужного, используя терпение, настойчивость. Советуют давать право выбора — книги, прогулки, еду для повышения своей компетенции, самостоятельности.

      Нравственность, честность, умение проявлять человечность во многом зависят от позиции родителей, их отношения, личного примера. Если ребёнок поступил неверно, не нужно сразу ругать, спокойно обсудите и объясните, почему это неправильно, поблагодарите за доверие, чтобы и в будущем обращался за советом. Учите малыша уважению к другим людям, заботе о младших и более слабых.

      От нашего воспитания сегодня зависит формирование общества завтрашнего дня.

      Ребенок оптимист проверенная программа формирования характера

      Психолог Мартин Селигман в своей книге говорит об оптимизме, как важной черте характера, помогающей жить и избегать депрессивных состояний. В современном мире преобладают пессимистические настроения — в прессе, на телевидении, в общении между подростками. Как уберечь детей от этого негатива, который в будущем может отравить их жизнь, стать главным препятствием к успехам? Автор разработал систему «психологических прививок», специальные приёмы, помогающие справляться с пессимистическим настроением у детей, учит жить на позитивной волне.

      Основные принципы программы

    7. Оптимизм зависит от проявления самостоятельности, чем больше положительного опыта, успехов в раннем детстве, тем выше самооценка и положительнее отношение к жизни. Ребёнок получает прививку от страха перед трудностями жизни, которые неизбежно будут в жизни. В детские годы малыш справляется с преградами под присмотром родителей, используя их поддержку. Давайте ребёнку возможность проявить себя, поверить в силы. Даже преодоление баррикады и фактических препятствий, позволяют детям чувствовать свою значимость.
    8. В школьные годы больше внимания уделяется не действиям, а формированию мышления. Важно научить понимать причинно-следственные связи: почему что-то получается или нет, в чём причина, как изменить ситуацию? Главная ошибка родителей — утешить ребёнка, не пытаясь вникнуть в причины неудач, признать реальность,- а лишь уговаривая: всё наладится, делая что-то за ребёнка.
    9. Правильно — согласиться, что сложно, бывают такие ситуации, вспомнить свой опыт жизни, найти способы решения, подсказать.

      Так ребёнок поймёт — проблемы временны, всё можно исправить и не утвердиться в мысли «всё плохо, у меня никогда не получится». Даже если не все мечты детства сбудутся, у ребёнка появится упорство и жизнелюбие, что очень важно.

    10. Когнитивная терапия — атикатострафизация. Обучение детей новому взгляну на вещи, анализу ситуации, сравнению — плюсы и минусы, поиск решений, нейтрализации негатива. Часто дети драматизируют ситуации жизни, даже у взрослых бывает, важно научиться включать логику и находить выход, не впадая в отчаяние. Простые утешения не работают, ориентир лишь на чувства вредит детям, нужны действия и результаты для веры в лучшее.
    11. 4. Самооценка — понятие самооценка неразрывно связано с притязаниями, требованиями, которые ставим перед собой. Для уверенности и любви к себе нужно научиться больше преуспевать или снизить свои желания. Самооценка — это чувство и зависит от нашего состояния: радость, печаль, удовлетворённость. Кроме того, она связана с успешным взаимодействием с окружающим миром. Поэтому конфликт настроения и успехов был положен в основу теории программы формирования оптимизма.

      Успешность — наличие уверенности, осознание умения преодолевать сложности жизни, достигать желаемого, поставленных целей.

      Хорошее настроение — наличие уверенности в правомерности счастья, ощущение своего права на получение необходимых благ жизни, результатов, благодаря приложенным силам.

      Замечено, что ощущение уважения, внутреннего счастья возможно в результате достижений, победы над трудностями, умения преодолеть чувство апатии, достичь нужную цель. Высокий уровень самоуважения всегда приводит к хорошим результатам. То есть чувство самоуважения — результат успешности.

      Поэтому главная задача родителей — научить детей преодолевать сложности, препятствия, а не просто утешать. Только с действиями придет уверенность.

      Развитие умственных способностей и формирование характера — очень важные вопросы в процессе воспитания ребёнка. Помним: будущее наших детей во многом определяется принципами, умениями, знаниями, которые закладываются в детстве. Правильное, позитивное мышление — ключ к успеху в любой сфере!

      Сенситивные периоды развития ребенка от рождения до 6 лет: когда чему учить

      Современные родители стараются развивать своего малыша буквально с пеленок, но, оказывается, для развития того или иного навыка есть определенное время. Что такое сенситивные периоды развития и для чего они нужны?

      Сенситивный (сензитивный) период — это отрезок времени, наиболее благоприятный для развития у ребенка того или иного навыка, умения или психологического качества. В психологию понятие ввел Лев Семенович Выготский, но более подробно суть этого явления изложила итальянский психолог Мария Монтессори. Итак, для развития определенной способности малыша есть правильное время, для каждого ребенка оно может быть индивидуально, так как эти периоды не имеют четких границ и наслаиваются один на другой, у какого-то малыша заканчиваются резко, а у другого — продолжаются длительное время. Какие же сенситивные периоды развития существуют?

      Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет

    12. 0-4 месяца — ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, поворачивает голову в сторону звука, сам начинает издавать звуки.
    13. 1-1,5 года — ребенок прислушивается к вашему разговору, начинает произносить первые слова.
    14. 2-2,5 года — в речи нарастает словарный запас, ребенок словами и эмоциями способен выражать свои требования и желания.
      • 2,5-3 года — ребенок проговаривает свои мысли и действия.
      • 3,5-4 года — ребенок может осознанно употреблять речь.
      • 4-4,5 года — в этом возрасте ребенок с помощью речи и коммуникации может решить свои проблемы самостоятельно.
      • 5 лет — появляется интерес к буквам, ребенок может неожиданно начать писать, идеально время для того, чтобы начать читать.
      • Сенситивный период восприятия порядка: от 0 до 3 лет. Для ребенка порядок — это часть его жизни, причем порядок во всем: во времени, в отношениях, в среде, в которой он находится. Вот почему для малыша так важно в первый год жизни установить четкий режим , так как определенная последовательность действий — режим — дает ребенку чувство защищ енности и уверенности, помогает идентифицировать себя в этом мире.

        Ребенок понимает и знает, что после завтрака нужно идти на прогулку, что игрушки лежат в коробке около кроватки, на кухне посуда, а в шкафу его одежда. Любое изменение привычной для ребенка обстановки или режима ведет к его негодованию, потому что нарушается привычный порядок.

        Именно поэтому психологи рекомендуют в период от 0 до 3 лет не менять кардинально место жительства, внешность (да, если мама обстригла волосы — это тоже нарушение привычного порядка).

        Кроме того, порядок должен быть и в общении с ребенком, все запреты и воспитательные моменты строго согласованны между родителями и последовательны. К примеру, если малышу что-то нельзя, то это нельзя всегда, независимо от ситуации или условий. От того, в какой среде будет жить ребенок до 3 лет, зависит какой и будет его последующая жизнь.

        Сенситивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет. Сенсорное развитие — это основа для мышления, богатого словарного запаса, математического восприятия. Познание мира на ощупь развивает зрительное, чувственное и особенно тактильное восприятие окружающего, поэтому так важно с раннего возраста знакомить ребенка с материалами разных текстур, форм и цветов.

        Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет. Речь живет на кончиках пальцев, поэтому нужно поощрять интерес ребенка к мелким предметам. А малыша после года так и тянет к пуговицам, крошкам, зернышкам каши и мелким деталькам. Предоставьте ребенку возможность под вашим присмотром нанизывать бусы на нитку, собирать части пазла или конструктора, перебирать крупу, лепить из теста. Поощряйте любой вид деятельности, который стимулирует развитие чувствительности кончиков пальцев и мелкой моторики.

        Сенситивный период движений и действий: от 1 до 4 лет. У ребенка умственное развитие идет параллельно с физическим, поэтому нельзя запрещать ребенку двигаться, так как это скажется на развитии его мозга. Задача родителей — обеспечить максимальную безопасность ребенку и дать волю его движениям, а это благотворно скажется как на его здоровье, так и на интеллекте.

        Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет. Постепенно ребенок учится всему новому и к году уже умеет пить из чашки, к двум — самостоятельно есть, а к трем — одеваться. Не пропустите стремление к самостоятельности своего малыша, не стремитесь все сделать за него, будьте терпеливее. Если постоянно пресекать инициативу ребенка и лишать его самостоятельности, то он вырастет несамостоятельной личностью, которая всегда будет нуждаться в вашей помощи и опеке, но уже в более серьезных вопросах, чем застегивание пуговиц.

        Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. Это возраст идеально подходит, чтобы обучить малыша правилам коммуникации со взрослыми, коммуникативным навыкам общения со сверстниками, умению договариваться, просить, меняться, уметь подождать и потерпеть. Поэтому не ограничивайте круг общения ребенка только семьей, если он не ходит в сад, то постарайтесь обеспечить ему общение с детьми другим способом: детские площадки, спортивные секции, развивающие занятия.

        Ребенок вступил в средний дошкольный возраст, ему 4 года. Подвижный, разговорчивый, ловкий карапуз с каждым днем становится все умнее, быстрее, сильнее. Что ждет его в ближайшие 12 месяцев? Какие изменения произойдут в физическом, умственном, психологическом развитии? Об этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.

        Новый этап, новые вопросы, новые задачи

        Вступление в средний дошкольный возраст, который продлится до 5-ти лет принесет много нового в жизнь ребенка и взрослых, окружающих его. Сохраняя прежнюю высокую подвижность, малыш все больше времени может проводить за спокойными играми, концентрироваться на учебных задачах.

        Ребенок в 4-5 лет уже хорошо координирует свои движения, имеет неплохую мелкую и крупную моторику, постоянно спрашивает о строении окружающих предметов, предназначении разных вещей, начинает интересоваться взаимоотношениями между людьми.

        Чем больше малыш узнает, тем чаще от него можно услышать самые разнообразные вопросы и рассуждения.

        Детская любознательность не знает границ, часто многие вопросы от маленького философа могут поставить в тупик даже высокоинтеллектуального ученого, не то, что обычного человека. Недаром говорят, что “устами младенца глаголит истина”. Подмечая детали, на подсознательном уровне чувствуя эмоции, дети в 4-5 лет могут говорить действительно мудрые фразы, к которым неплохо прислушаться и оценить. Внимание со стороны родителей к словам и рассуждениям ребенка на этом этапе жизни — одна из важных задач. Чем больше ответов и разъяснений получит кроха, тем проще ему будет переходить к более сложным навыкам и умениям.

        Малыш стал очень быстрым. Ему очень нравится, что он может бегать, прыгать, ползать и он с удовольствием использует свои возможности по-максимуму. Но организм еще не готов выдерживать такую нагрузку в течение долгого времени и малыш быстро устает. Поддержание режима дня, дневной сон, регуляция учебной и физической нагрузки очень важны.

        С увеличением времени, проведенного за развивающими занятиями, взрослым нужно обратить внимание на осанку ребенка. Мышцы скелета, кости и суставы еще полностью не сформировались и легко поддаются искривлению. Следует внимательно следить за тем, как малыш сидит за столом, как держит спину. Приучать ребенка к правильному положению тела за столом нужно с ранних лет, предупреждая появление сколиоза.

        Одной из заметных деталей физического взросления между 4 и 5 годами жизни становится изменение типа дыхания. До 4-х лет дети преимущественно используют брюшной тип, а переходя в средний дошкольный возраст — грудной. Это происходит, благодаря укреплению мышц плеч. Если внимательно посмотреть на детей 2 и 5 лет, то хорошо заметно, как у малышей при дыхании увеличивается верхняя часть живота, а у дошколят грудина.

        Чем старше становятся дети, тем больше различий между ними можно найти. Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану и оценивать его развитие следует, опираясь на его же показатели в прошлом, а не сравнивая с другими детьми. Изменения роста и веса в 4-5 лет для каждого малыша индивидуальны. Большинство детей за 12 месяцев наберут от 1 до 4 кг и вырастут на 2-7 см. Разбежка в показателях роста и веса между сверстниками к концу этого периода может составлять до 20 см в росте и до 15 кг в весе. Эта разница в большей степени обусловлена генетическими особенностями каждого отдельного ребенка. Малыши крупных родителей быстрее растут, для семей, где оба родителя невысокого роста характерна умеренная или низкая скорость набора веса и роста.

        Что должен уметь ребенок

        Кроме разницы в физическом развитии, существенные отличия между детьми наблюдаются и в приобретенных навыках. Одни карапузы к 5-ти годам успешно осваивают коньки и лыжи, другие только наращивают скорость на велосипеде. Не стоит переживать, если ваш малыш отказывается постигать тот или иной вид спорта. Возможно его тело и головной мозг еще не готовы. Периодически предлагайте попробовать новый вид спорта для изучения, но не настаивайте. Залог успешного освоения новых навыков для детей 4-5 лет — желание со стороны ребенка.

        Существует список двигательных навыков, показывающих степень развития ребенка к 4-5 годам. Среди обязательных для каждого ребенка умений можно выделить:

      • бег. Все дети к 4-5 годам должны уметь бегать с разной скоростью, меняя направление, темп движения на ходу, преодолевая небольшие препятствия;
      • прыжки. В норме к 4,5 годам ребенок должен уметь прыгать на 1 и 2 ногах, вперед, в стороны, на месте. Уметь перепрыгивать небольшие препятствия, держа ноги вместе или перескакивая, поочередно перенося ноги;
      • удерживая равновесие. Малыш должен уметь самостоятельно ходить по наклонной доске, бордюру. Удерживать равновесие стоя на одной ноге в течение нескольких минут, допускается легкое пошатывание в разные стороны;
      • лазать. С удовольствием подниматься по вертикальной лестнице, преодолевать “радугу”, спрыгивать с небольшой высоты, повиснув на перекладине;
      • ловить и кидать мяч. Дети в 4-5 лет должны уметь ловить мяч 1 и 2 руками с разного расстояния. Кидать — из разного положения: стоя, сидя, лежа, из-за головы, в разном направлении — вверх, в стороны, назад, вперед, между ног;
      • хождения на разных частях стопы: на цыпочках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы;
      • выполнять разные виды шагов: приставные, широкие, семенящие, с высоко поднятыми коленями, с прискоком. По просьбе взрослого чередовать виды шагов в заданной последовательности (2 широких шага, 3 семенящих, 1 с прискоком);
      • ходить задом наперед, контролируя движение повернув голову в бок;
      • самостоятельно ходить по лестнице чередующимся шагом;
      • нанизывать один предмет на другой: кольца пирамидки на основу, бусины на нитку;
      • проводить при помощи линейки прямую и прерывистую линию;
      • заштриховывать при помощи карандаша рисунок;
      • раскрашивать предложенную картинку;
      • различать право — лево, хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости.
      • Если ребенок к 5-ти годам не владеет 1 или несколькими указанными навыками при ваших усилиях его научить необходимо обратиться к участковому педиатру.

        Виды развития ребенка от 4 до 5 лет

        Внимания со стороны ребенка требует как физическое развитие, так и умственное, эмоциональное, психическое, социальное. В 4-5 лет стоит предлагать ребенку различные варианты развития творческих способностей, сенсорики и музыкального слуха. Давайте рассмотрим, какие умения рекомендуется развивать у ребенка 4-5 лет для разных видов деятельности.

        Двигательные навыки ребенка — одна из важнейших составляющих формирования крепкого иммунитета. Чем больше малыш будет двигаться, тем крепче будет его тело и организму будет легче справляться с различными инфекциями. Физическое развитие ребенка 4-5 лет состоит из нескольких направлений деятельности:

      • Комплекс физических упражнений, предлагаемый в качестве тренировки;
      • Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
      • Дополнительные занятия, обучение различным видам спорта;
      • формирование базовых знаний о здоровом образе жизни.
      • Комплексы упражнений для тренировки физических навыков

        В 4-5 лет целесообразно проводить в течение дня несколько комплексных тренировок:

      • утренний комплекс упражнение (зарядка) с использованием упражнений для разминки всех мышц тела (ходьба, бег на месте, наклоны, приседания и т. д.);
      • дневную гимнастику для совершенствования навыков. Можно применять фитбол, упражнения на стенке, комплексы для отдельных групп мышц (спина, ноги, руки).
      • Ежедневная физическая нагрузка — обязательный элемент для формирования здорового тела, сильного иммунитета. Старайтесь мотивировать ребенка на движение. Чем больше кроха будет бегать, прыгать, играть на свежем воздухе, тем лучше будут развиваться его мышцы.

        Подвижные игры и прогулка

        Ежедневно ребенок должен находиться на улице около 3 часов. В зимнее время можно сократить время пребывания до 30 минут, предлагая ребенку расширенный комплекс упражнений в домашних условиях.

        На прогулке предлагайте ребенку:

        • Лазать по турникам, ходить по бордюрам, преодолевать пешком и бегом различные расстояния;
        • Подвижные игры: догонялки, салки, классики, игры с мячом, тарелкой, скакалкой. Хорошо, если получится привлечь к игре других детей;
        • Тренировать выносливость, постепенно увеличивая расстояние пройденное пешком. Прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. можно использовать не только для развития физических навыков, но и в качестве обучающих занятий (по дороге рассказывайте о предметах, событиях);
        • Кататься на велосипеде, беговеле, самокате, санках, лыжах и т. д.
        • В 4-5 лет дети нуждаются в общении со сверстниками. Подвижные игры — хороший способ не только развивать малыша физически, но и помочь ему завести новых друзей, предлагая пригласить в игру других детей.

          Дополнительные занятия, спорт

          С 4-5 лет ребенку доступны различные секции. Хорошо предложить малышу попробовать себя в плавании, футболе, гимнастике в зависимости от предпочтений ребенка.

          Чтобы помочь малышу определиться, хорошо посещать различные спортивные соревнования, знакомить с разными видами спорта. Раннее привлечение внимания к активному образу жизни позволит сформировать понимание важности поддержания хорошей физической формы, необходимость следовать здоровому образу жизни.

          Формирование базы знаний о здоровом образе жизни

          Привлечение ребенка к активным физическим нагрузкам рекомендуется проводить совместно с просветительской работой о важности соблюдения принципов здорового образа жизни. Предлагая выполнять то или иное упражнение рассказывайте ребенку, что тренирует тот или иной комплекс (давай побегаем — чтобы были сильными ножки, поприседаем — чтобы не болела спина).

          Детям 4-5 лет физические упражнения приносят удовольствие, а понимание важности совершаемых действий прибавит интерес со стороны ребенка.

          Отдельно нужно следить за правильным положением спины ребенка во время занятий за столом. Мышцы, кости и суставы ребенка еще не окрепли и легко деформируются. Через каждые 15-30 минут занятий за столом предлагайте малышу сделать гимнастику для глаз, размять спину.

          Психическое развитие

          В 4-5 лет психика ребенка продолжает развиваться достаточно быстро. Малыш осваивает основные навыки коммуникации, начинает осознавать свое место в социуме, семье. Пока ему сложно разграничивать мир фантазий и реальность, поэтому важно в этот период стараться сохранять спокойную доброжелательную атмосферу, избегать лишних стрессов.

          Кризисные явления, свойственные предыдущему периоду (кризис 3 лет) сошли на нет. Большинство детей между 4 и 5 годами жизни ведут себя спокойно, уравновешенно, поддаются воспитательным методам легко, готовы подчиняться установленным в семье законам.

          Развитие самостоятельности

          Спокойствие в жизнь ребенка привносит возросшее количество бытовых умений, выполняемых малышом самостоятельно. Дети 4-5 лет, осознавая свои возросшие способности, часто пытаются командовать взрослыми, устанавливать свои правила. Давать карапузу полную свободу действий в этом возрасте не рекомендуется, желательно:

        • Установить и придерживаться правил разрешенных и запрещенных действий для ребенка. За соблюдение — хвалить, за нарушение — применять наказание, установленное на семейном совете (лишить мультфильма, похода в кино и т. д.);
        • Предлагать альтернативу нежелательным действиям;
        • Реагировать соразмерно поступку;
        • Не давить на ребенка психологически: рассказывая страшные истории, долго обижаясь, вызывая длительное чувство вины;
        • Быть открытым к диалогу. Дети, понимающие смысл запрета, намного реже стремятся его нарушить.
        • Обозначенные советы позволят корректировать поведение ребенка без усиления негативных реакций.

          Все сильнее проявляется необходимость в общении с другим детьми. Налаживая отношения между собой, дети часто ссорятся, мирятся, спорят и пытаются завоевать уважение сверстников. Гендерные различия все чаще проявляют себя в одежде, выборе товарища для занятий, игры. Девочки больше тяготеют к узким компаниям, создавая “секретики” и играя в ролевые игры с бытовым сюжетом. Мальчики предпочитают шумные активные игры, соревнования.

          В 4-5 лет большинство детей обзаводится первыми друзьями, которые часто становятся примером для подражания. Рекомендуется в этот период объяснить ребенку, что он уникален и не следует слепо копировать поведение друга, особенно, если оно идет вразрез с установленными дома правилами.

          Первые дружественные отношения не обходятся без конфликтов и ссор. Хорошо на примере сказок, мультфильмов научить малыша, как нужно решать и избегать конфликтов, выстраивать отношения с другими детьми, просить прощения.

          В 4-5 лет ребенок переходит на новую стадию развития любознательности. Чаще появляются вопросы, связанные не с текущей деятельностью, а с размышлениями над ранее увиденным, попыткой понять, почему происходит то или иное событие. Иногда формулировка вопроса ставит взрослых в тупик своей сложностью. Не переживайте, если не можете дать вопрос одномоментно. Объясните крохе, что в данный момент вы затрудняетесь ответить и постарайтесь в ближайшее время найти информацию, объясняющую интересующий ребенка момент. Хорошо познакомить малыша с методами поиска информации, сводить в библиотеку, показать многогранность мира.

          Взрослые должны помнить, не стыдно показать, что вы что-то не знаете, важно не отмахиваться от интереса ребенка. Вместе с ним найдите ответ на заданный вопрос, помогите понять причинно-следственные связи, понять суть интересующего его события, явления, предмета.

          Эмоциональное развитие

          Эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет в большей степени направлено на формирование социальных отношений. В этом возрасте дети учатся понимать эмоции и чувства других людей: сочувствовать, жалеть, поддерживать. Большую роль в становлении этих качеств играет отношение взрослых к ребенку и между собой. На первых этапах ребенок распознает эмоции по своим ощущениям, интонации, мимике, ему сложно понять, почему человек обиделся, расстроился. Линию поведения в нестандартной ситуации малыш выстраивает по шаблонам, основанным на наблюдении за близкими людьми. Если в семье принято просить прощение, жалеть и уважать друг друга, то кроха быстро копирует такое поведение, применяет его, следуя своей интуиции.

          Чтобы помочь ребенку быстрее разобраться в чужих эмоциях, подбирать правильную модель поведения, следует в 4-5 лет обучить его простым методам анализа ситуации:

        • ставить себя на место другого человека, понять, какие бы эмоции вызвали слова, действия, направленные на самого ребенка;
        • сравнивать разные ситуации, видеть различия и сходства;
        • предугадывать возможную реакцию человека на слова или действия.

        Проще всего научить ребенка правильному выбору шаблона поведения, читая сказки и рассказы о дружбе, добре и зле. Обсуждайте ситуации, происходящие с героями историй, предлагайте подумать над ситуацией с разных сторон, прочувствовать эмоции каждого персонажа.

        В 4-5 лет дети уже могут учиться сдерживать свои эмоции: переключаясь на другой вид деятельности, считая про себя, отжимаясь или бегая. Кроме этих простых способов сдерживания негативного порыва, рекомендуется показать малышу, как правильно давать выход скопившемуся негативу. Удержавшись от истерики раз, два, ребенок не избавляется от недовольства, страха, разочарования, а накапливает их внутри. В итоге, относительно спокойный малыш может сорваться и в относительно простой ситуации устроить истерику. Психологи считают, что лучшим способом избавиться от негатива является арт-терапия.

        Умение выразить свои внутренние переживания при помощи художественных методов позволяет ребенку сбросить напряжение, а взрослым заметить изменения, происходящие с малышом. Заметив, что ваш карапуз изменил предпочтения в цветовом решении, изменил привычные образы, обязательно спросите, что он нарисовал, почему выбрал именно такой цвет. Через обсуждение рисунка вы сможете оценить эмоциональное состояние ребенка, обсудить с ним волнующие его события.

        Нервная система детей 4-5 лет еще не окрепла, часто причинами негативных реакций становится усталость или нехватка внимания со стороны взрослых. Ребенок в 4-5 лет нуждается в режиме дня, эмоционально полном общении с родителями. С малышом не обязательно проводить целый день, общаясь и играя, нужно находить хотя бы час ежедневно для обсуждения важных для ребенка вопросов, общения вне бытовых дел.

        Умение правильно воспринимать поступающую из разных каналов (слух, зрение, пальчики) информацию играет большую роль в формировании прочной базы знаний, развитии умственных способностей ребенка. В 4-5 лет рекомендуется стимулировать познание окружающего мира через игру.

        Органы чувств ребенка уже полностью сформировались, активно идет процесс создания информационных связей в головном мозге. Так, увидев знакомый предмет, малыш вспомнит, как он звучит, каков на ощупь, по весу и т. д. Получив для изучения новый предмет, малыш может оценить его на сходство с уже знакомыми игрушками и вещами.

        В 4-5 лет происходит формирование прочных связей между словами и предметами. Малыш не только знает, что как называется, но и может соотнести название цвета, формы, веса, положения в пространстве с определенными предметами. Активно происходит соотношение окружающих вещей и обобщающих слов, характеристик.

        Для стимуляции сенсорики рекомендуется:

      • продолжать изучение математических и логических понятий: форма, масса, расположение в пространстве, ширина, высота и т. д.;
      • расширять базу знаний о свойствах предметов: цвет, гладкость, температура и т. д.;
      • предлагать применять обобщающие слова (посуда, животные, мебель) к окружающим предметам;
      • расширять познания звуков и музыки;
      • знакомить с разными вкусами продуктов.
      • Музыкальное развитие

        В 4-5 лет следует продолжать развивать умение ребенка различать звуки, чувствовать музыку, выражать эмоции в танце. Такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, расширяют базу знаний. Хорошо предлагать малышу:

      • Слушать классические произведения;
      • Пытаться понять, что чувствовал автор, создавая композицию;
      • Учиться различать темп и ритм музыки;
      • Слушать детские песенки, подпевать им;
      • Разучивать простые танцевальные движения;
      • Изучать музыкальные инструменты, запоминать их названия и звучание;
      • Играть на музыкальных инструментах (игрушечных и настоящих);
      • Слушая музыку, танцевать, выражая свое отношение не только словами, но и движениями.
      • В норме в 4-5 лет речь ребенка должна быть чистой, понятной не только родителям, но и всем окружающим людям. Свойственная предыдущему периоду замена слогов, проглатывание окончания и неправильное согласование слов должны исчезнуть. Речь ребенка должна быть структурированной, состоять из связанных между собой простых и сложных предложений, наполненных всеми частями речи (кроме деепричастий и причастий).

        Речь нормально развита, если ребенок:

      • строит фразы, состоящие из 6-9 слов;
      • полностью понимает обращенную к нему речь;
      • при необходимости меняет слова во времени;
      • применяет правильно множественное и единственное число (к 5 годам);
      • воспринимает и применяет предложенную корректировку со стороны взрослого;
      • произносит звук “Р”. Если к 4,5 годам малыш не произносит этот звук — необходимо обратиться к логопеду за корректировкой;
      • знает наизусть одно или несколько стихотворений;
      • может рассказать, чем отличается человек от животного;
      • находит по устному описанию предмет;
      • понимает значение и правильно применяет предлоги;
      • может поддержать беседу, ответить на вопрос, правильно сформулировать свой;
      • по просьбе может пересказать услышанную историю по памяти, или опираясь на картинки;
      • знает свое имя, фамилию, город проживания, имена родителей.
      • Если к 4,5 годам у ребенка отсутствует одно или несколько из перечисленных речевых навыков, следует предложить ребенку проработать слабое место, при необходимости обратиться к логопеду за консультацией.

        Особенного внимания к срокам приобретения речевых навыков нужно уделить детям, не посещающим дошкольные учреждения. В большинстве детских садов ежегодно дети проходят оценку речевых умений и в зависимости от уровня развития речи посещают занятия в логопедическом пункте или переводятся в специальные логопедические группы при выявлении серьезных нарушений. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, то контроль за появлением речи ложится на плечи родителей. Рекомендуется посетить логопеда в 4 года и в 6 лет. В 4 года специалист оценит уровень речи, готовность мышц и активный словарь. Но сложности с произношением звука “Р” проявляются только к 5 годам и могут исправиться самостоятельно. Если к 5,5 годам малыш не выговаривает “Р” или делает это не четко, следует посетить логопеда для назначения специальных занятий.

        Для совершенствования и обогащения речи малыша следует ежедневно предлагать ему:

      • Беседовать о повседневных делах, событиях. Привлекайте ребенка к активному диалогу, предлагайте задавать вопросы и давать ответы на ваши в развернутом виде. Активная практика — лучший тренажер речи;
      • Читайте и обсуждайте книги. Чем больше различных сказок и рассказов вы прочитаете ребенку, тем богаче будет его активный словарь;
      • Предлагайте выполнять артикуляционную гимнастику. Упражнения для четкого выговаривания звуков, тренировки мышц лица полезны не только для деток со сложностями в произношении. Малыши, хорошо произносящие основные звуки, при помощи гимнастики для лица тренируют выразительность, дикцию, дыхание;
      • Учите вместе с ребенком скороговорки, стихи, небольшие отрывки сказок. Предлагайте рассказывать выученные тексты в разном темпе, с интонацией. Пусть малыш попробует рассказать стихотворение в разном эмоциональном тоне (весело, грустно);
      • Расширяйте знания об окружающем мире.
      • Речь — сложное умение, появляющееся постепенно. От того, сколько усилий вы приложите, как часто будете разговаривать с ребенком зависит чистота и качество активной речи.

        Чем чаще малыш играет с небольшими предметами, выполняет задания, в которых задействованы пальчики рук, тем легче ему будет освоить навык письма. Учить писать прописные буквы в возрасте 4-5 лет не рекомендуется. На этом этапе лучше ограничиться рисунками и раскрасками. Дело в том, что почерк человека формируется где-то в 4 года и ранее научение письму может закрепить неправильный навык написания букв. В 4-5 лет предложите ребенку попробовать рисовать печатные буквы для закрепления знаний алфавита.

        Мелкую моторику рук в 4-5 лет хорошо развивать при помощи игр и бытовых занятий:

      • Застегивать и расстегивать пуговицы, замочки на собственной одежде и бизиборде;
      • Завязывать и распутывать узелки;
      • Рисовать карандашом, кисточкой, губкой, мелками, песком;
      • Вырезать детскими ножницами фигурки, снежинки;
      • Лепить простых зверей и бытовые предметы из пластилина;
      • Нанизывать бусины на шнурки, ленты, нитки;
      • Складывать пазлы, разрезные картинки;
      • Конструировать по образцу и для игровых целей;
      • Играть с наклейками;
      • Сортировать крупы и другие мелкие предметы.
      • Познавательное развитие

        В 4-5 лет рекомендуется продолжать знакомить ребенка с окружающим миром. Хорошо проводить тематические занятия, в рамках которых будут предложены для изучения определенные темы. К 5-ти годам стоит изучить с ребенком:

      • Домашних и диких животных. Расскажите, где они живут, чем питаются, какие отличительные черты у каждого вида. Хорошо рассказать, какую пользу приносят домашние животные для человека;
      • Птиц. Покажите, какие бывают птицы, чем они питаются, где живут;
      • Насекомых. Хорошо, если к 5-ти годам ребенок будет знать около 15 разных видов насекомых;
      • Растения (деревья, кусты, цветы). Карапуз должен знать, чем они отличаются друг от друга, где растут, чем полезны для человека, как их можно использовать;
      • Овощи, фрукты, ягоды. К 4-м годам малыш уже знает много овощей и фруктов. В ближайшие 12 месяцев расскажите карапузу, где они растут, из чего состоят, в каком виде их можно есть (сок, каша, суп);
      • Грибы. Где растут, какие бывают. Объясните, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами, что даже съедобные грибы нельзя есть в сыром виде;
      • Тело человека и животного. К 5-ти годам малыш должен уверенно называть основные части тела человека и животного, уметь объяснить, чем они отличаются;
      • Времена года, части суток, месяца. Расскажите, какие бывают времена года, чем они отличаются друг от друга, какие занятия доступны для детей и взрослых. Малыш к 5-ти годам должен отличать утро, обед, вечер и ночь, уверенно отвечать, когда и что нужно делать (утром — завтракать, ночью — спать). Познакомьте с очередностью месяцев, рассказав к какому времени года относится каждый из них.
      • Кроме обозначенных тем, рекомендуется провести занятия по темам:

      • Транспорт;
      • Цвет;
      • Мебель;
      • Одежда, обувь, головные уборы;
      • Профессии;
      • Бытовая техника;
      • Столовые приборы, посуда;
      • Явления природы;
      • Материалы.
      • Одним из важных критериев успешного обучения ребенка является его умение концентрировать свое внимание на задании, умение находить детали. Нервная система детей дошкольного возраста еще не полностью сформирована и им сложно долго усидеть на месте, концентрировать свое внимание на деталях, скучных заданиях. Учитывая эту особенность детей, все задачи и задания им преподносятся в игровой форме.

        Умение концентрироваться на задачи можно и нужно тренировать. В 4-5 лет можно предложить ребенку:

      • Запоминать и рассказывать истории и сказки;
      • Заучивать наизусть небольшие стихи и рассказы;
      • Вспоминать историю, опираясь на картинки;
      • Разбирать предметы по названным группам (кубики отделять от шариков, игрушки от бытовых предметов);
      • Собирать пазлы до 20-ти деталей;
      • Повторять за вами фразы, четко соблюдая правильный порядок слов;
      • Искать несоответствие на картинках, находить лишнее или называть исчезнувшее.
      • Математическое развитие

        Ребенок в 4-5 лет готов развивать свои математические способности. В игровой форме предложите ему:

      • Тренировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Находить и называть, где относительно малыша находятся те или иные предметы (сверху, снизу, далеко, близко);
      • Изучать сложные геометрические фигуры, находить сходства и отличия между новыми формами и знакомыми простыми фигурами;
      • Выучить цифры до 9, можно и дальше;
      • Считать на пальцах, палочках, игрушках до 10, можно и дальше;
      • Научиться соотносить количество предметов с цифрой;
      • Расставлять карточки с цифрами до 10 в прямом и обратном порядке;
      • Сравнивать количество предметов в 2 разных группах. Попросите определить, где больше, а где меньше предметов, уравнять количество.
      • Для развития логики и мышления в 4-5 лет рекомендуется предлагать ребенку задания:

      • находить отличия и сходства на похожих рисунках;
      • собирать различные фигуры из конструктора по образцу, чертежу;
      • по сбору единого рисунка из частей (разрезные картинки, пазлы);
      • выстраивание деталей игрушки в определенном порядке, по соответствию размера и формы (пирамидки, вкладыши, сортеры, логический куб);
      • поиск обобщающего слова;
      • поиск ответа на загадку с подвохом;
      • поиск ошибок в рисунках;
      • поиск противоположностей;
      • соотношение буквы и звука;
      • поиск пары для слова, игрушки, действия;
      • сравнение предметов между собой;
      • классификацию предметов по 1 или нескольким признакам;
      • решение простых логических задач;
      • поиск синонимов, антонимов к названному слову.
      • Художественно-эстетическое развитие ребенка в 4-5 лет базируется на 2 составляющих:

        1. Знакомство с разными видами искусства;
        2. Прикладное творчество.
        3. В 4-5 лет можно посещать с ребенком различные выставки, детский театр, музей. Знакомство с разными видами человеческой деятельности обогащает знания ребенка, стимулирует желание самостоятельно создавать первые рисунки, поделки.

          Для созидательной деятельности малышу можно предложить:

        4. Рисовать: кисточкой, карандашами, мелками, песком, пластилином;
        5. Лепить: из глины, пластилина, теста;
        6. Клеить и собирать аппликации, поделки: из бумаги, природных и подручных материалов;
        7. Оригами;
        8. Бусоплетение;
        9. Скрапбукинг.
        10. Выбор занятий для ребенка зависит от умений и желания взрослых научить кроху. Например, если вы умеете создавать ошибану (картины из цветов и листьев), то можно предложить крохе помочь вам в выполнении несложных элементов.

          Диагностика развития. Тест

          Любого родителя волнует вопрос, насколько ребенок соответствует нормам развития. На просторах интернета можно найти большие списки умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, но как правильно оценить уровень интеллектуального и психического развития? Для этого нужно просто предложить ребенку выполнить несколько заданий и посмотреть, как он их выполнит.

          Обращаем ваше внимание, что каждое задание должно быть знакомым ребенку, неоднократно использовано до момента оценки.

          Задание 1. Логический куб

          Предложите ребенку собрать куб, подбирая фигуры в подходящие отверстия. Если ребенок берет деталь, смотрит на нее и выбирает место на кубе, используя только зрение (не пытается прикладывать деталь к каждому отверстию) — оценка идеально. Если малыш в основном находит место для детали зрительно, но иногда путается в похожих по форме деталях — оценка хорошо.

          Подбор всех деталей через прикладывания ко всем отверстиям или непонимание задания — нужно дополнительно поработать.

          Задание 2. Познание окружающего мира

          Подготовьте 10 карточек с различными тематическими группами (овощи, профессии, явления природы и т. д.). Показывайте ребенку по-очереди картинки, просите назвать, что изображено, рассказать, что малыш знает о предмете или изображенном человеке.

          идеально — малыш узнал и рассказал о каждой карточке минимум 3 предложения;

          хорошо — узнал все карточки, смог назвать почти все предметы;

          нужно поработать — узнал не все предметы, ничего не сказал.

          Задание 3. Моторика

          Предложите ребенку собрать пирамидку из 8-10 деталей по возрастанию и убыванию.

          Идеально — малыш быстро выполнил задание, все детали были подобраны правильно;

          Хорошо — пирамидка собрана полностью, есть некоторые ошибки, сложности в нанизывании деталей;

          Нужно поработать — малыш не собрал пирамидку или допустил много ошибок, заметны трудности в нанизывании деталей.

          Задание 4. Внимание

          Предложите собрать пазл из 12 кусочков, как можно быстрее.

          Идеально — малыш быстро собрал рисунок, верно подобрал все детали;

          хорошо — пазл собран, допустил до 3-х ошибок в подборе деталей;

          Нужно поработать — пазл не собран или допущено много ошибок.

          Подготовьте 4 картинки: город, деревня, лес, море и по 5 карточек предметов, которые можно встретить в предложенных местах. Попросите ребенка рассортировать карточки по картинкам.

          Идеально — ребенок быстро рассортировал все карточки, не допустил ни одной ошибки;

          Хорошо — карточки рассортированы, допущено несколько ошибок;

          Нужно поработать — малыш не рассортировал карточки или допустил очень много ошибок.

          Задание 6. Память

          Подготовьте картинку, на которой нарисовано 10 отдельных знакомых ребенку предметов. Попросите его запомнить нарисованное. Переверните картинку, попросите назвать все изображенные предметы.

          Идеально — Малыш назвал не менее 7-ми предметов;

          Хорошо — названо от 4 до 6 предметов;

          Нужно поработать — ребенок назвал менее 3-х предметов.

          Задание 7. Фантазия

          На чистом листе бумаги обведите 3 небольших предмета с неровными краями (ключ, пуговицу, заколку для волос и т. д.). Сделайте это так, чтобы малыш не видел, что вы делаета. Покажите малышу изображения и спросите, на что это похоже.

          Идеально — малыш назвал более 5 ассоциаций;

          Хорошо — названо от 3 до 5 ассоциаций;

          Нужно поработать — названо менее 3 ассоциаций.

          Если эти задания выполнены ребенком на хорошо и идеально, то все хорошо, продолжайте заниматься по выбранной вами схеме. Если есть до 2 оценок плохо, то нужно усилить внимание на этих умениях. При низких показателях нужно обратиться к специалисту для поиска причины.

          Навыки по уходу за собой

          В 4-5 лет рекомендуется предлагать ребенку использовать основные навыки самообслуживания самостоятельно. Малыш должен сам:

        11. одеваться и раздеваться;
        12. обуваться и разуваться;
        13. развязывать шнурки;
        14. пользоваться столовыми приборами;
        15. чистить зубы;
        16. мыть лицо и руки;
        17. пользоваться носовым платком;
        18. посещать туалет и не забывать мыть после него руки;
        19. сохранять правильное положение тела, сидя за столом;
        20. убирать игрушки и предметы творчества.
        21. Если по каким-либо причинам в 4-5 лет малыш не освоил эти умения, стоит обратить на отсутствующий навык особое внимание

          Программа упражнений на неделю

          Развитие ребенка в 4-5 лет — многогранный процесс, требующий всестороннего подхода. Достаточно сложно удержать в голове все необходимые занятия и упражнения для ребенка в течение дня. Для облегчения этой задачи опытные родители разрабатывают индивидуальные образовательные планы, в которые вносят все необходимые навыки. На базе общего списка формируется план занятий на неделю, включающий в себя минимальные цели на каждый день.

          Вариант упражнений на неделю

          Вид деятельности. Понедельник. Вторник. Среда. Четверг. Пятница. Суббота. Воскресенье.
          Физическое развитие. Плечевой пояс. Спина. Гибкость. Скорость. Прыжки. Лазание. Координация.
          Творческое развитие. Лепка. Рисование красками. Аппликация. Поделки. Танцы. Рисование песком. Вырезание.
          Логика. Математика. Внимание. Пазлы. Счет. Ориентирование в пространстве. Сортировка, классификация. Поиск несоответствий. Сравнение. Соотношение буквы А и звука.
          Сенсорика. Мелкая моторика. Пазл. Шнуровка. Мозаика. Логический куб. Бусы и крупы. Наклейки. Рисование по точкам.
          Речь. Артикуляция. Скороговорки. Артикуляция. Стихи. Работа с карточками. Артикуляция. Стихи, скороговорки.
          Кругозор. Профессии. Явления природы. Домашние животные. Город и деревня. Растения. Птицы. Транспорт.

          Предложенная таблица — приблизительная схема занятий по дням недели для ребенка 4-5 лет. Каждый малыш осваивает навыки со своей скоростью и недельный план необходимо разрабатывать, опираясь на предпочтения карапуза. Как бы не хотелось ускорить процесс познания, старайтесь переходить к более сложным вещам только после полного усвоения предыдущего материала.

          Составляя таблицу, стоит помнить, что выбранный вами материал на определенный день может быть отвергнут крохой. Не расстраивайтесь и просто переходите к следующему пункту плана.

          Старайтесь соблюдать очередность умственных и физических нагрузок, заканчивайте занятия до того, как ребенку станет скучно.

          Задания необходимо подбирать исходя из текущих знаний ребенка. Слишком легкие или сложные задачи могут негативно сказаться на желании малыша заниматься.

          Средний дошкольный возраст — период активного познания окружающего мира. Малыш не только готов получать много новых знаний, но и хочет этого. Любознательность ребенка — основной двигатель обучения, старайтесь отвечать на вопросы ребенка, поддерживать его стремление узнать как можно больше, помогайте изучать новые способы получения и обработки информации.

          Читайте так же:  Сухой кашель и осиплость у ребенка лечение. Осиплость и потеря голоса: причины, лечение, профилактика