Ребенок 9 месяцев Календарь развития ребенка на. Ребенок в 9 месяцев: календарь развития

Ребенок в 9 месяцев: календарь развития

Ребенок в 9 месяцев — любопытный и озорной малыш. Он уже не хочет лежать в кроватке, а стремится познавать мир. Многие родители переживают, чтобы их кроха не отставал в развитии. Поэтому они интересуются умениями ребенка в каждый период его жизни. О стандартном развитии малыша в 9 месяцев — в статье.

Ребенок в 9 месяцев: физическое развитие

Обычно после полугода ребенок растет не по дням, а по часам. Он уже многое умеет: свободно сидит, играет с игрушками и лепечет на своем языке.

Родители часто сравнивают поведение малыша с действиями его сверстников. Мамам и папам стоит знать, что все дети не могут эволюционировать одинаково, поэтому не стоит паниковать раньше времени. Однако все же приведем основные стандарты развития.

Узнайте, каково развитие ребенка в 9 месяцев и что должен уметь ребенок в этом возрасте.

Родители иногда переживают, что их ребенок слишком худенький или, наоборот, немного полный. У ВООЗ (Всемирной организации охраны здоровья) нет четких цифр, определяющих вес ребенка. Однако в норме вес и рост девятимесячного малыша должны колебаться в таких пределах:

  • 7, 9–10,5 кг, 68,2–75,1 см — у мальчиков;
  • 7,5–9,7 кг, 67,5–74, 1 см — у девочек.
  • Итак, обычно ребенок 9 месяцев умеет:

  • хорошо сидеть;
  • ползать или пытаться ползти;
  • реагировать на имя;
  • узнавать близких;
  • лепетать, издавать звуки;
  • держать погремушки, печенье, чашку.
  • Если из этого списка у малыша отсутствуют сразу несколько пунктов, это повод пройти консультацию у специалиста.

    В 9 месяцев основной рацион малыша состоит из грудного молока или смеси, а также прикорма в виде овощей и молочных продуктов. Постепенно можно вводить в меню ребенка мясо или рыбу.

    В этом возрасте малыш уже хорошо освоил навык сидения. Он умеет садиться из положения лежа и опускаться. Кроха свободно сидит в коляске и стульчике для кормления.

    Как правило, в 9 месяцев малыш любит проводить время на полу: это период активного ползания. Ребенок еще не становится на четвереньки, а в большей степени передвигается по-пластунски. Однако получается это у него быстро.

    Если возьмете ребенка под мышки, он будет уверенно стоять ножками на полу. Также часто в этом возрасте дети сами поднимаются на колени или на ноги, держась за опору. Малыш пытается подражать взрослым: хлопает в ладоши, машет руками и ногами.

    У ребенка активно развивается мелкая моторика. Грудничок уже может держать чашку или ложку, погремушки. Пытается захватывать предметы указательным и большим пальцами. Если дадите малышу кусочек мягкой бумаги, он постарается его разорвать.

    Также ребенок может пытаться откручивать крышки с банок или бутылок. Складывает игрушки в коробку, а затем высыпает обратно.

    Познавательное и эмоционально-психологическое развитие ребенка в 9 месяцев

    В этом возрасте малыш стремится как можно больше узнать об окружающем мире. Ему интересно вытаскивать вещи из шкафов и разбрасывать их, играть в пятки. Если дадите малышу зеркало, он с удовольствием будет рассматривать свое отражение.

    Проявляется интерес к игрушкам и есть любимые развлечения. Правда, родители отмечают, что ребенку больше нравится играть бытовыми предметами, например пультом от телевизора или выключателем.

    Малыш учится проявлять эмоции. Если раньше он выражал свое недовольство громким плачем, то теперь умеет строить гримасы. Когда у малыша получается задуманное, он улыбается и смеется. Также на личике отражается гнев, обида, непонимание и страх.

    Кроха осваивает жесты: может грозить пальчиком или показывать на предметы, которые хочет взять.

    Малыш по-прежнему очень привязан к маме. Он узнает родных и радуется, когда их видит. Любит, чтобы его носили на руках, хотя иногда проявляет и самостоятельность.

    Девятимесячный кроха уже знает свое имя и реагирует на него. Он поворачивает голову, улыбается. Если обижен, может игнорировать зов родных. Различает близких и чужих.

    У малыша развивается речь. В этом возрасте он активно лепечет, может менять интонацию. Часто повторяет простые слоги, например ма-ма-ма.

    Родителям стоит уделить особое внимание развитию ребенка в этот период. Много разговаривайте с малышом, читайте ему книги, рассматривайте картинки, комментируйте действия. Также занимайтесь развитием мелкой моторики: давайте малышу играть с крупой, собирайте пирамидки и стройте башни из кубиков.

    Развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому не стоит паниковать, если грудничок еще не научился чему-либо. Однако и пускать все на самотек не следует. Не стесняйтесь обращаться к специалисту в случае проблем. Будьте здоровы!

    Что должен уметь ребёнок от 1 месяца до 2 лет

    Что должен уметь ребёнок в 1 месяц?

    К концу первого месяца ребёнок уже многое умеет делать:

  • Разбрасывать руки и ноги
  • Крутить головой из стороны в сторону
  • Поднимать и удерживать голову в положении лёжа на животе
  • Пытаться перекатываться со спины на бок
  • Следить за предметами (которые перемещают на расстоянии ок. 30 см. от лица)
  • Неявно демонстрировать эмоции
  • Реагировать на ласковый голос, узнавать голос матери
  • Устанавливать контакт глазами
  • Начинает привыкать к смене дня и ночи. Длительность одного сна — до 6 часов
  • Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.

    Что должен уметь ребёнок в 2 месяца?

    К двум месяцам дети, как правило умеют делать:

  • Смотреть на демонстрируемый предмет. Может повернуть голову вслед за движением предмета
  • Поворачивать голову в сторону интересующего звука
  • Узнавать голос матери
  • Интересоваться окружающими звуками
  • Улыбаться в ответ на вашу улыбку
  • Узнавать привычную окружающую обстановку
  • Лёжа на животе может удерживать голову в приподнятом положении
  • Рассматривать лица окружающих людей
  • Уметь получать удовольствие от купания
  • Сосать пальцы рук
  • При виде груди или бутылочки ожидать кормления
  • Что должен уметь ребёнок в 3 месяца?

    К трём месяцам ребёнок может:

  • Может успокоится самостоятельно
  • Может ударить подвешенную игрушку
  • Может схватить палец взрослого
  • Может рассматривать свои пальцы
  • Лёжа на спине может поднять на несколько секунд голову
  • Его иногда можно отвлечь игрушкой
  • Гулит, издаёт звуки. Пытается контактировать
  • Возрастает активность мимики
  • Может узнать членов семьи. По-разному на них реагирует
  • Может повернуть голову в поиске источника звука
  • Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

    К четырём месяцам ребёнок может:

  • Лёжа на спине поднимает голову
  • Узнаёт членов семьи
  • Реагирует на ваше выражение лица
  • Экспериментирует с разными звуками. Может смеяться
  • Тянет в рот предметы
  • Отталкивает подвешенные предметы
  • Пытается перекатываться
  • Плещется в ванне
  • Может повернуть голову в желаемом направлении
  • Может успокоиться, услышав музыку. Проявляет интерес к вашему пению
  • Улыбается, увидев приближающегося человека
  • Интересуется запахами
  • Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев?

    К пяти месяцем ребёнок может:

    Лежа на спине поднимать попу, изгибая спину

  • Начинает переворачиваться
  • Может начинать ползать (например, лёжа на животе отталкиваться руками и тем самым сдвигать своё тело)
  • Начинают расти зубы (первыми начинают прорезываться нижние центральные резцы. Как правило, они прорезываются в возрасте 6-7 месяцев, но в 5 месяцев у некоторых детей уже есть признаки начала роста: плач от боли + обильное слюноотделение)
  • Удерживает голову при разных положениях тела
  • Может произвольно захватить доступный предмет
  • Трясёт предметы
  • Активно гулит. Издаёт множество звуков (визги и что-то вроде звуков животных)
  • С интересом рассматривает игрушки, тянет их в рот
  • Может активно общаться продолжительное время (до 1 часа)
  • Активно призывает к игре (улыбается, гулит, двигает руками и ногами). Протягивает руки, чтобы взяли на руки
  • Повторяет мимику взрослого
  • Улыбаться своему отражению в зеркале
  • Отдает предпочтение некоторым игрушкам
  • сидеть с поддержкой
  • Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев?

    К 6 месяцам (около 26 недель) ребёнок может:

    • Переворачивается со спины на живот и наоборот
    • Встаёт на четвереньки
    • Пытается ползти
    • Может предпочитать одну игрушку другой
    • Может держать бутылочку
    • Могут начать прорезываться зубы. Первыми это делают нижние центральные резцы
    • Может плакать, когда его оставляют одного
    • Радуется, когда видит падающий предмет
    • Всё хватает и тянет в рот )
    • Может переложить предмет из одной руки в другую
    • Может откликаться на своё имя
    • Может упорно требовать желаемое
    • Лёжа на спине, играет со своими ногами, сосёт пальцы ног
    • Внимательно слушает музыку. Может перестать плакать
    • Может произносить несколько согласных звуков
    • Может сидеть с поддержкой
    • Узнаёт своё отражение в зеркале
    • В незнакомой обстановке начинает внимательно всё изучать и разглядывать
    • Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра

      Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев?

      К 7 месяцам (30 недель) ребёнок обычно может:

    • Ползать на четвереньках
    • Может поставить кубики один на другой
    • Может сидя играть в игрушки. Подползая к интересному, садиться для удобного изучения
    • Тянет все предметы в рот
    • Может понять, что спрятанный предмет не прекращает своё существование
    • С интересом копается в ящиках и тумбочках. Выкладывает их содержимое на пол
    • Играет с едой
    • Пробует все предлагаемые продукты
    • Может пытаться повторять действия взрослого (например, хлопать в ладоши)
    • Замечает в обстановке новое. Проявляет повышенный интерес к новым предметам\игрушкам
    • Может держать в каждой руке по одному предмету одновременно. В ситуации, когда у ребёнка находится по одному предмету в каждой руке, он не может взять третий предмет (руки заняты)
    • Пытается удержать предмет, который забирают
    • Может отдать предмет
    • Может кинуть предмет
    • Стучит одним предметом о другой
    • Старается играть там, где люди
    • Расстраивается в присутствии других людей. Относится с подозрением. Насторожен
    • Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев?

      К 8 месяцам ребёнок может:

    • Ползать
    • Сидеть
    • Играть сидя
    • Может встать с опорой и немного постоять
    • Может встать с опорой на диван или край кроватки и сделать несколько шагов вдоль него
    • Приблизительно в возрасте 7-9 месяцев у детей происходит обострение привязанности к маме. В этот период ребёнок часто начинает опасаться незнакомых людей и чаще обычного просится к маме на руки
    • Может голосом привлечь к себе внимание, высказать восклицание
    • Ориентируется в пространстве квартиры
    • Изучает лица людей, сравнивает их
    • Может указать пальцем на интересующий предмет
    • Может повторить мимику другого человека
    • У ребёнка есть предпочтения: одни игрушки ему нравятся, другие нет. Одна еда нравится, другая не нравится
    • Ребёнок понимает связь между предметом и действием. Увидев бутылочку с водой, начинает готовиться сосать. Получая в руки ложку начинает ей помешивать и тянуть её в рот. Если вы играете с ребёнком в игру «по кочкам…в ямку бух», то можете наблюдать, как ребёнок готовится к падению
    • Чувствует такт музыки. Может двигаться в ритме музыки
    • Ползая может преодолевать небольшие препятствия
    • Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев?

      К 9 месяцам ребёнок может:

    • Понимает слово «нельзя»
    • Произносит гласные звуки (а,о), слоги (ма, ба, ва) и слова из двух слогов (мама, баба, папа, вава)
    • Стоит с опорой или без
    • Уверенно ползает
    • Изучает предметы двумя руками
    • Откликается на имя
    • Защищает себя (например, может настойчиво удерживать в руках то, что взрослый пытается забрать)
    • Ест пищу кусочками, жуёт
    • Играет на металлофоне, ксилофоне (стучит палочкой, проводит ей по клавишам)
    • Пробует повторять действия взрослых
    • Может некоторое время играть самостоятельно
    • Может позвать маму
    • Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев?

      К 10 месяцам ребёнок может:

    • Появляется указательный жест (показывает пальцем на интересующие его предметы)
    • Отражает (пытается повторить) действия и жесты взрослого. Может помахать рукой при прощании (если все машут)
    • Повторяет действия, которые вызывают у родителей одобрение, смех и похвалу
    • Издаёт звуки для привлечения внимания
    • Может ходить, если взрослый держит за руки
    • Может взять маленький предмет при помощи «пинцетного захвата» (большим и указательным пальцами)
    • Может передать предмет
    • Оценивает эмоциональное состояние окружающих. Реагирует на него. Например, может заплакать, если другой ребёнок рядом плачет
    • Может ползти по лестнице
    • Может хлопать в ладоши
    • Понимает часто встречающиеся слова и обращённые к нему фразы
    • Может выполнять простые инструкции (например, «Покажи, где…»)
    • Отдаёт предпочтение левой или правой руке
    • Получает удовольствие от игры в прятки (любит, когда его накрывают, а потом ищут)
    • Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев?

      К 11 месяцам ребёнок:

    • Может стоять без опоры
    • Может опуститься вниз из стоячего положения
    • Пробует делать первые шаги. Некоторые дети к этому возрасту умеют ходить самостоятельно, без помощи.
    • Открывает-закрывает двери и дверцы на полках и шкафах
    • Любит играть с предметами
    • Любит бросать предметы
    • Помогает при одевании
    • Любит играть с мячиками. Любит наблюдать, как взрослый играет с мячём
    • Самостоятельно пьёт из бутылочки и кружки
    • Произносит первые слова
    • Может продолжительное время разговаривать на своём языке.
    • Привлекает к себе внимание голосом, словами
    • Может снять обувь и носки
    • Знает, где лежат вещи. Стремится к постоянству. Например, если оставить открытой дверь, которая обычно закрыта, то ребёнок попытается её закрыть
    • Может игнорировать запреты
    • Может самостоятельно листать книгу (переворачивая по несколько страниц за раз)
    • Интересуется играми других детей
    • Что должен уметь ребёнок в 1 год (12 месяцев)?

      К 1 году (12 месяцев) ребёнок может:

    • Ходить самостоятельно
    • Различать животных на картинках
    • Может поцеловать, если попросить
    • Пытается есть самостоятельно
    • Любит изучать содержимое ящиков в шкафах. С удовольствием вынимает лежащие там предметы
    • Может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила
    • Использует хорошо знакомые игрушки или предметы по назначению (например, может «звонить» по телефону или стучать молотком)
    • Может попросить о помощи
    • Может снять носки
    • Может залезть и слезть с препятствия высотой около 30 сантиметров (например, диван)
    • Играет с мягкими игрушками. Укачивает их, обнимает
    • Наблюдает, как взрослый пишет или рисует
    • Иногда повторяет за взрослым двусложные слова (мама, папа, баба, тата и т.д.)
    • Поворачивается, когда зовут
    • Проявляет удовольствие, когда хвалят
    • Любит играть в прятки
    • Запоминает местоположение предметов. Если раньше для ребёнка существовали только те предметы, которые находились в поле его зрения, то теперь ребёнок понимает, что когда он не смотрит на предмет, он не перестаёт существовать. Теперь ребёнок может некоторое время удерживать в памяти местонахождение предметов. Если нужно найти предмет, начинает искать его там, где видел его в последний раз.
    • Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые действия выполняют позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.

      Что должен уметь ребёнок в 1,5 года (18 месяцев)?

      Ниже приведены некоторые ориентиры:

    • Произносит 20 и более слов. Может пытаться связать два слова в одно предложение
    • Может выполнить 1-2 поручения
    • Стремиться всё делать самостоятельно
    • Может рисовать (оставлять линии) маркером\фломастером
    • Держит ложку во время еды, пробует самостоятельно есть
    • Строит башню из 3-4-5 кубиков
    • Уверенно ходит, почти не падает
    • После наблюдения пробует повторить увиденное действие (например, мытьё пола шваброй)
    • Самостоятельно пьёт из чашки
    • Может снять варежки и носки
    • Может переворачивать страницы книги
    • Пробует подниматься и спускаться по лестнице
    • Пробует перешагивать через препятствия
    • Собирает пирамидку без учёта размера колец
    • Если ребёнку показать несколько рисунков (например, собака, кошка, корова, лошадь, яблоко) и спросить, «Где кошка?» или «Где яблоко?», то ребёнок сможет правильно показать 1-2 картинки
    • Что должен уметь ребёнок в 2 года?

      Физическое развитие и моторика

    • Поднимается и спускается по лестнице (иногда могут освоить и вертикальную лестницу). Держится за поручень
    • Может бегать
    • Перешагивает через препятствия на полу
    • Может встать на подставку высотой около 20см
    • Может подпрыгнуть
    • Пробует ловить брошенный мяч
    • Бросает мяч в ящик
    • Может карандашом чиркать вертикальные и горизонтальные линии
    • Может карандашом нарисовать овал (грубой формы)
    • Может нагнуться за предметом, лежащим на полу
    • Может управлять губами: вытянуть трубочкой или растянуть в улыбке
    • Надувает и втягивает щёки
    • Может пнуть мяч
    • Речь, общение и социальное развитие

    • Может задавать первые вопросы
    • На детской площадке общается с другими детьми (подходит к ним, изучает, пробует взаимодействовать)
    • Говорит, вкладывая смысл в одно-два слова
    • Копирует действия взрослого
    • Ищет помощи у взрослого
    • Играет в прятки
    • Может понять выражения «На столе» и «Под столом»
    • Называет и показывает сколько лет
    • Называет своё имя
    • Культурно-гигиенические навыки

    • Самостоятельно ест и пьёт
    • Пробует чистить зубы
    • Вытирает тряпкой со стола
    • Снимает варежки
    • Снимает и надевает носки
    • Снимает и надевает штаны
    • Может снимать и надевать ботинки на липучке
    • Действия с предметами

    • Может собрать пирамидку без учёта размера колец
    • Может построить башню из 8 кубиков. Кубики ставит не ровно
    • Может выставить кубики в ряд, имитируя поезд. В 24 месяца складывает кубики в поезд, но не добавляет трубу. В 30 месяцев складывает кубики в поезд и добавляет трубу
    • Листает книгу
    • Может открыть дверь, повернув ручку двери
    • Играет с куклой. Кормит, укладывает спать
    • Может сложить матрёшку одну в другую
    • Может вложить стакан в стакан
    • Умственное развитие

    • Может различать 4-8 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый)
    • Может сопоставлять одинаковые цвета: группирует красное с красным, зелёное с зелёным, синее с синим, жёлтое с жёлтым (Проверить можно следующим образом: «Посмотри, в этой кучке лежат жёлтые карточки, а в этой зелёные. Куда мы положим вот эту?»)
    • Может различать 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
    • Может выбрать требуемый цвет («Покажи, где зелёный?»)
    • Может сопоставлять одинаковые формы («Посмотри, в этой кучке лежат квадраты, а в этой треугольники. Куда мы положим вот эту фигуру?»)
    • Может выбрать требуемую геометрическую фигуру («Покажи, где круг?»)
    • Перед ребёнком можно разложить 10-15 карточек с изображением знакомых предметов. Далее, можно попросить ребёнка назвать, что на них изображено. Другим заданием можно попросить показать карточку с нужной вам картинкой («Покажи, где нарисована кукла?»). В 1,5-2 года ребёнок называет 4-5 карточек. В 2,5 года называет почти все карточки
    • Может складывать пазл (или разрезанную картинку) из 2 элементов
    • Пытается из кубиков построить то, что строит родитель («Смотри, я ставлю этот кубик сюда, этот сюда, а сверху этот. Получился домик. Попробуй построить такой же»)
    • Во время игр, использует игрушки по назначению (куклу кормит, машинку возит, конструктор разбирает\собирает, молотком стучит по гвоздику). Пример использования игрушек не по назначению: машинкой стучит о стол
    • Выполняет последовательность из 3-4 действий («Встань, пододвинь стул, сядь на него, возьми бумагу»)
    • Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.

      Первый год жизни ребенка — важный и ответственный этап для родителей и их новорожденного чуда. Этот период начинается первым криком младенца и завершается приобретением навыка ходьбы, речи и др. Давайте полистаем календарь первого года жизни ребенка, посмотрим, как он будет развиваться.

      Вот и настал тот долгожданный момент, когда вы принесли домой маленький пищащий комочек: вашего сына или дочку. Ребенок еще практически ничего не умеет, в основном спит (до 20 часов в сутки) или кушает.

      Первые 4 недели жизни — сложный период адаптации для крохи и его родителей. Организм малыша перестраивается, изменения происходят в сердечной, мочеполовой, кровеносной, нервной, иммунной системах: новорожденный учится жить в новых для него условиях.

      У новорожденного ребенка в норме должны присутствовать врожденные рефлексы:

    • поисковый. Малыш поворачивает голову в ответ на касание его щеки;
    • хоботковый. Кроха сворачивает губы в трубочку в ответ на касание к его губам;
    • сосательный. Если ребенок почувствует, что в его рот попала соска, грудь он интенсивно начнет их сосать;
    • хватательный. Чувствуя прикосновение к своей ладошке, новорожденный попытается схватить раздражитель;
    • шаговый. Если удерживая кроху вертикально, опустить его ножки на стол или другую твердую поверхность он попытается перебирать ножками;
    • Моро. На громкий резкий звук новорожденные реагируют раскидыванием ручек в сторону;
    • Галанта. В ответ на прикосновение к позвоночнику, крохи выгибаются дугой, расслабляют и выпрямляют ножки;
    • Бауэра. В положении лежа на животе ребенок пытается ползти, если легко надавить ему на пятку;
    • Бабкина. При давлении на ладошку новорожденного он открывает рот, поворачивает голову;
    • защитный. Лежа на животе, кроха поворачивает голову набок, чтобы дышать.
    • .Адаптационный период у новорожденного ребенка длится в среднем 14 дней, после чего кроха начинает активно изучать окружающее пространство. Первые достижения появятся ближе к 1-му месяцу жизни:

    • новорожденный сможет несколько секунд удержать голову лежа на животе. Чтобы помочь тренировать этот навык, старайтесь выкладывать кроху на животик как можно чаще;
    • малыш будет пытаться самостоятельно удерживать голову в вертикальном положений. Этот навык напрямую зависит от предыдущего. Чем чаще малыш лежит на животике и тренирует мышцы шеи, тем легче ему удерживать голову в вертикальном положении;
    • кроха начнет поворачивать голову в сторону резких звуков, маминого голоса. Если пошуметь сбоку от месячного ребенка погремушкой, он затихнет и повернет голову. С рождения слух у детей развит хорошо, но умение отличать отдельные звуки формируется постепенно. На первом месяце жизни желательно создавать в комнате карапуза естественную тишину, исключить нежелательный белый шум (радио, телевизор);
    • новорожденный начнет пытаться сосредотачивать взгляд на предметах. Он уже может рассмотреть предмет на расстоянии в 1 метр, задерживать взгляд на яркой погремушке на несколько секунд. Мышцы глаз еще не полностью сформировались, поэтому иногда можно заметить, что глаза смотрят в разном направлении. Некоторые мамы боятся, что это косоглазие. Не переживайте. В течение нескольких месяцев мышцы глаз укрепятся, кроха сможет фокусировать взгляд обоими глазами.
    • К концу первого месяца жизни мальчики должны набрать от 770 до 1500 г подрасти на 3 — 3,5 см, девочки — от 670 до 1400 г, вырасти на 3 — 3,5 см.

      Ребенку 1 месяц

      На втором месяце жизни ребенок уже становится более подвижным. Он постепенно начинает осваивать движения руками и ногами, пытаться управлять ими осознанно.

      Между 1 и 2 месяцами жизни карапуз может:

    • улыбаться. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит важное событие: малыш пробует улыбаться осознанно;
    • поднимать голову из положения лежа на животе. В начале месяца 1-2 сантиметра на несколько секунд. Но, если предлагать крохе лежать на животике как можно чаще, то очень быстро можно заметить, как с каждым днем высота поднятия головы становится больше, длительность удержания возрастает. К двум месяцам кроха может поднимать голову на высоте до 5-7 см и удерживать ее несколько минут;
    • узнавать маму и фокусировать взгляд на игрушке, которая издает звук. Взгляд месячного малыша меняется, становится осмысленным. Некоторые мамочки подмечают, что месячный ребенок настолько внимательно и долго смотрит на лицо мамы, что напоминает маленького философа, размышляющего над серьезными вопросами. Эти изменения происходят, благодаря изменениям, происходящим в зрительных центрах головного мозга. После рождения все пространство вокруг ребенка было мутным и неразличимым. На втором месяце жизни формирование зрительного восприятия позволяет карапузу начинать различать отдельные черты в предметах и людях, элементы, запоминать их. В этот период важно помогать крохе тренировать зрение: еженедельно заменяя гирлянды в кроватке, играя с ним погремушками во время утренних и вечерних процедур, разговаривая с ним лицом к лицу;
    • начать заменять крик на новые звуки. Кроха может начать агукать, укать и акать. Между 1 и 2 месяцами жизни происходит зарождение “гуления”: основы будущей речи;
    • пытаться удерживать голову без поддержки взрослого в вертикальном положении, поворачивать ее в нужном направлении. Если взрослые будут выкладывать кроху на живот 5-6 раз в день, делать массаж шеи новорожденному во время утренних процедур, то к 2-м месяцам кроха будет уверенно удерживать, поворачивать в разные стороны голову, начинать осваивать новые двигательные навыки: хватать руками предметы, находясь в вертикальном положении, подниматься на локотках вверх лежа на животе;
    • хватать и удерживать в руке небольшую легкую погремушку. Между 1 и 2 месяцами жизни младенец может сделать это не только, благодаря врожденному хватательному рефлексу, но и целенаправленно: фокусировать взгляд и координировать движение рук и тела;
    • За второй месяц жизни мальчики прибавят в весе от 800 до 1300 г, вырастут на 3 см, девочки прибавят в весе 600 — 1100 г, вырастут на 2,5 — 3 см.

      Ребенку 2 месяца

      Между 2 и 3 месяцами жизни ребенка ждут большие изменения. Он научится:

    • ворочаться со спины на живот. Это умение осваивается детками с разной скоростью. Одни малыши активно начинают ворочаться в начале третьего месяца жизни, другие — к 3-м месяцам, в начале 4-го. Чтобы способствовать появлению этого навыка, необходимо с 2-х месяцев предложить ребенку выполнять специальное упражнение. Положите малыша на спину на ровную жесткую поверхность. Возьмите его за правую руку и нежно потяните его тело на левый бок. Второй рукой легко подталкивайте кроху в бочок, стимулируя переворот. Повторите упражнение в другую сторону. Для освоения этого упражнения достаточно несколько раз показать малышу, как это делается и он сам будет пытаться повторить его;
    • самостоятельно держать голову в вертикальном положении без поддержки родителей, активно ворочать ею, реагируя на движения и звуки вокруг;
    • осознанно упираться ногами в мамины руки или стену лежа на спине и животе, пытаясь переместиться. Врожденный рефлекс отталкивания постепенно угасает, сменяясь осознанным стремлением двигаться;
    • тянуться к игрушкам лежа на животе, пытаться достать гирлянду, подвешенную над кроваткой, хватать предложенные мамой погремушки;
    • смеяться. Обычно умение смеяться появляется в 2,5 месяца. Некоторые карапузы сразу начинают громко хохотать, другие делают это тихо, практически незаметно;
    • гулить. В этот период из кроватки чаще можно услышать не крик, а самые разные звуки. Обычно гуление начинается с попыток малыша “пропеть” гласные, после чего к уже освоенным звукам добавляются согласные. К 3-м месяцам кроха сможет использовать изученные звуки для привлечения к себе внимания, а вы, ориентируясь по новым звукам, сможете быстро ориентироваться в желаниях карапуза (грустно ему, он хочет кушать или устал);
    • концентрировать взгляд на одном предмете в течение 30 секунд, следить за движущимся на расстоянии в 0,5 метра предметом;
    • тянуть игрушки в рот. Постепенно подчиняя движения рук, кроха с радостью начинает изучать не только внешний вид и звук предметов, но пробовать их на вкус. Не стоит мешать этому процессу, просто постарайтесь сохранять чистоту предметов, с которыми играет карапуз.
    • На третьем месяце жизни мальчики поправятся на 800 — 1200 г, вырастут на 3 см, девочки прибавят в весе 600-1100 г, подрастут на 2,5 — 3 см.

      Ребенку 3 месяца

      Между 3 и 4 месяцами жизни кроха постепенно входит в быстрый темп освоения различных навыков и умений. Он меньше спит (от 14 до 18 часов), больше времени проводит, играя со своими руками и предложенными предметами. Все, что окружает кроху в это время ему очень интересно. На четвертом месяце жизни младенец научится:

    • четко определять, откуда раздается звук, поворачивать голову в сторону звучания, искать глазами источник. К 4-м месяцам зрение ребенка улучшилось, он теперь может отличить предметы на расстоянии до 3 метров, мышцы шеи окрепли, вертеть головой ребенку не только легко, но и интересно, в головном мозге активно создаются зрительно-звуковые связи: кроха запоминает, какой звук издает определенный предмет;
    • высоко поднимать голову лежа на животе. Младенец не только будет стараться поднимать голову, для увеличения обзора будет опираться на предплечья, руки. Чтобы простимулировать этот процесс, выкладывая ребенка на живот, старайтесь разложить вокруг него яркие игрушки. Кроха будет пытаться тянуться за ними, достать, чтобы потрогать, пошуметь, попробовать на вкус;
    • в 3,5 месяца многие детки начнут пытаться подняться из положения лежа на спине, ухватившись за руки взрослого. Между 3 и 4 месяцами жизни мышцы спины еще недостаточно окрепли, чтобы ребенок мог удерживать себя в сидячем положении, поэтому достаточно предложить крохе немного приподняться вверх и сразу вернуться в положение лежа. Предлагайте подниматься понемногу вверх несколько раз в день, тренируя спину. Не нужно предлагать малышу в этом возрасте сидеть самостоятельно или в подушках. Детский позвоночник подвержен искривлению, как бы вам не хотелось, чтобы кроха быстрее сел, лучше ограничиться упражнениями;
    • самостоятельно переворачиваться с живота на спину и обратно. Некоторые дети самостоятельно изменяют положение своего тела в 3,5 месяца, но большинство осваивают это умение ближе к 4-м месяцам. Стимулировать этот навык можно простыми упражнениями. Предложите малышу совершить переворот со спины на живот. Покажите, как можно вернуться обратно (вытянуть одну руку вперед и наклонить тело). Вашему сыну или дочке очень понравится это упражнение, будьте готовы, что он будет повторять его при любом удобном случае. Не оставляйте кроху на диване, кровати или столе без присмотра;
    • управлять движениями ног. Наблюдая за ребенком 3-х месяцев жизни часто можно увидеть, как он быстро перебирает ногами, будто крутит педали велосипеда. Это очень хорошо. Эти простые движения позволяют ему тренировать мышцы ног, готовиться к ползанию, ходьбе. Между 3 и 4 месяцами жизни в ежедневном комплексе упражнений для младенца обязательно должны присутствовать тренировки для ног: сгибания ног в коленях, упражнение “ножницы”, воображаемая ходьба, массаж стоп;
    • не только улыбаться и смеяться, но и агукать. Первое “агу” может появиться в начале 4-го месяца жизни, но большинство детей начинают тренировать этот навык ближе к 4-м месяцам.
    • За 4-й месяц жизни мальчики поправятся на 700-900 г, вырастут на 2 см, девочки наберут 650 — 800 г, подрастут на 2 см.

      Ребенку 4 месяца

      На пятом месяце ребенок продолжает активно осваивать умение контролировать движения собственного тела, совершенствует зрение и слух, пытается освоить новые движения и умения. В течение 4 недель младенцы могут:

    • уверенно поднимать голову лежа на спине. Теперь сын и дочка понимают, что мир намного больше, чем доступно взору ребенка из положения лежа и кроха пытается найти способ перейти в вертикальное положение самостоятельно. Младенцы между 4 и 5 месяцем активно тренируют мышцы спины, ног, рук через перевороты со спины на живот и обратно, попытки поднять голову и плечи лежа на спине, упражнения, предложенные взрослыми. В этом возрасте хорошо предлагать ребенку подниматься из положения лежа на спине вверх до 6 раз в день. Особенность выполнения — нельзя малыша тянуть или принуждать выполнять то, что он не может. Задача взрослого — предложить пальчики мамы или папы для подъема, упражнение должен выполнить малыш самостоятельно;
    • проявлять индивидуальный интерес. Между 4 и 5 месяцами жизни вы столкнетесь с первым проявлением характера и индивидуальности своего сына или дочки. Теперь кроха может отталкивать вашу руку с игрушкой, требуя конкретный предмет;
    • хорошо владеть движениями своих рук: хватать, тянуться, подносить к глазам предметы, отталкивать неинтересные вещи, мамину руку;
    • начать “лепетать”. К простым “агуканью”, “лепету”, “гулению” начинают присоединяться попытки повторять простые слоги, игра с разными звуками. К 5-ти месяцам из кроватки можно услышать целые монологи из разнообразных звуков.
    • На 5-м месяце жизни мальчики наберут 600-700 г, вырастут на 2 см, девочки поправятся на 500 — 600 г, подрастут на 1,5 -2 см.

      Ребенку 5 месяцев

      Приближаясь к полугоду, ребенок упорно стремится сесть. Практически весь месяц мальчики и девочки пытаются найти способ достигнуть желаемого умения и в большинстве случаев им это удается к 6-ти месяцам. Не расстраивайтесь, если ваш малыш самостоятельно не сядет к концу 6-го месяца, не пытайтесь самостоятельно усаживать ребенка. Предлагайте тренировать умение как можно чаще: делайте упражнение на поднятие туловища из положения лежа 5-6 раз в день.

      Кроме попытки освоить умение сидеть на 6-м месяце жизни мальчики и девочки учатся:

    • подползать лежа на животе. Чаще всего на 6-м месяце дети осваивают движение назад по-пластунски. Чтобы помочь крохе понять, как можно передвигаться лежа на животе, введите в ежедневные упражнения специальную тренировку. Положите ребенка на живот. Поднимите одной рукой живот немного вверх, поставив младенца на четвереньки. Свободной рукой поочередно передвигайте руку младенца и противоположную ногу вперед, показывая как происходит движение. Постепенно малыш поймет принцип ползания, начнет самостоятельно передвигаться;
    • лежа на животе высоко поднимать плечи, выгибая позвоночник. Для захвата интересующего предмета, упираясь на две руки, поднять свое тело высоко. Поднять одну руку, опираясь на другую. Взять предмет;
    • быстро переворачиваться со спины на живот и обратно, начинают ворочаться, удерживая игрушку в руках. Чаще всего это умение используется для изучения предмета, который был взят в руку в положении лежа на животе. Чтобы лучше рассмотреть, потрогать и попробовать на вкус предмет, карапуз переворачивается на спину;
    • высоко поднимать ноги из положения лежа на спине. К 6-ти месяцам дети могут положить пальцы ног в рот;
    • совершать разные движения руками для изучения предмета. Младенцы на 6-м месяце жизни начинают применять на игрушках методы изучения, предложенные взрослыми: трясут, похлопывают, стучат, крутят погремушки, могут найти спрятанную под пеленку вещь, сдернув с нее ткань;
    • находясь в вертикальном положении вытянуть полностью ноги, разогнуть их в коленях в поисках опоры.
    • На 6-м месяце жизни мальчики наберут 600 — 800 г, вырастут на 2 см, девочки — 550 — 700 г, подрастут на 1,5 — 2 см. К 6-ти месяцам дети меньше спят, отдыхая в течение 13 -15 часов в день.

      Ребенку 6 месяцев

      Второе полугодие 1-го года жизни ребенка отмечено важными изменениями в двигательных навыках. Большинство детей в начале 7-го месяца начинают самостоятельно сидеть. Младенцы могут использовать 2 способа перехода в вертикальное положение:

    • подъем из положения лежа на спине. Для того, чтобы сесть, карапуз высоко поднимает голову и плечи, ставит одну из рук как опору. Из этого положения сидится;
    • садится из положения стоя на четвереньках. Для подъема младенец поднимает тело на четвереньки и перемещает тело в сторону, усаживаясь на боковую часть таза. После этого, приближая руки к телу, поднимается вверх.
    • Освоение новой плоскости (навык сидения) открывает перед ребенком новые перспективы развития. Теперь он видит и понимает, какие навыки нужно развивать. В течение 7-го месяца жизни многие малыши осваивают:

    • ползание. Стоит заметить, что этот навык осваивается на 7-м месяце не всеми карапузами, некоторые предпочитают вначале начать ходить и учатся ползать спустя несколько месяцев. Какой бы путь не выбрал ваш ребенок — это норма;
    • умение вставать в кроватке на колени или на ступни;
    • узнавать предметы, услышав их название;
    • в положении сидя играть обеими руками, перекладывать, стучать, трясти предложенные игрушки;
    • пытаться собирать пирамидку из 3-5 элементов без учета размера колец;
    • играть с предметами лежа на животе. Мышцы спины уже достаточно крепкие, чтобы малыш мог манипулировать одной рукой в этом положении;
    • активно лепетать. В речи заметно все больше разнообразных слогов, сочетаний звуков, кроха может пытаться повторять за взрослыми легкие распевки (ла-ла-ла, ма-ма-ма).
    • За месяц мальчики поправятся на 500 — 800 г, вырастут на 1,5 — 2 см, девочки прибавят в весе 500 — 700 г, подрастут на 1 — 1,5 см. В норме на 7-м месяце жизни кроха спит в течение 13 — 15 часов в день.

      Ребенку 7 месяцев

      Восьмой месяц жизни ребенка отмечен важными изменениями в умениях и навыках малыша. Кроха окреп, стал подвижный и больше не хочет рассматривать мир, сидя на одном месте. Теперь он может самостоятельно с помощью мамы, папы подниматься в кроватке или по мебели, активно и уверенно ворочает телом и головой в поисках интересной игрушки, с которой можно поиграть. Встав около дивана или кровати, карапуз может играть двумя руками одновременно, опираясь на мебель для удержания равновесия.

      На 8-м месяце жизни большинство малышей умеют:

    • уверенно сидеть и играть в этом положении 2 руками. Чтобы достать игрушку, сын или дочка могут наклоняться вперед, опираясь на одну руку, поворачивать корпус, чтобы дотянуться до предмета, расположенного справа или слева;
    • ползать. Многие дети на 8-м месяце жизни начинают быстро ползать: некоторые делают это по-пластунски, другие — подняв высоко живот, третьи подползают на попе;
    • играть самостоятельно. Между 7 и 8-м месяцами жизни дети начинают использовать целенаправленные действия для изучения предложенных предметов. В большинстве случаев, каждую новую вещь малыш изучает уже известными ему способами: стучит, кидает, крутит, пробует на вкус и т. д.;
    • использовать навыки мелкой моторики в игровых целей. На 8-м месяце жизни, чтобы взять предмет, ребенок начинает использовать пальчики рук, а не ладошки;
    • шагать, находясь в вертикальном положении, при поддержке мамы или папы. Возьмите ребенка под мышки или вытяните его руки вверх. Поставьте в таком положении на твердую опору. Он начнет пытаться переставлять ноги поочередно;
    • применять новые способы изучения предметов после показа их взрослыми. Если показать малышу, как сортировать предметы, собирать вкладыши, пирамидку, то на 8-м месяце кроха очень быстро поймет, как это правильно делать;
    • придерживать бутылочку, поильник во время кормления или питья. На 8-м месяце карапузы не только могут это делать, но и начинают проявлять самостоятельность, желание выполнять некоторые действия самому;
    • показывать на названный взрослым знакомый предмет пальчиком. В головном мозге ребенка на 8-м месяце жизни уже сформировалось достаточно звуко-зрительных связей, чтобы быстро понимать значение слова и находить названный предмет;
    • За 8-й месяц жизни мальчики вырастут на 1,5 — 2 см, поправятся на 400-600 г, девочки подрастут на 1-1,5 см, поправятся на 400-800 г. В норме на 8-м месяце ребенок должен спать от 13 до 15 часов в сутки.

      Ребенку 8 месяцев

      На 9-м месяце жизни ребенка продолжается процесс активного освоения умения стоять у опоры и совершенствуется умение ровно сидеть. Теперь кроха уже радостно встречает вас, стоя в кроватке или пытается идти вдоль стенки, ползти за вами по комнате. В движениях появляется скорость. Для малыша на 9-м месяце жизни не составляет труда перевернуться в любом положении в нужную сторону, достать предмет, находящийся в поле зрения. Большинство детей в этом возрасте активно пытаются освоить умение ходить, поэтому часто просят маму или папу придержать их за ручки.

      Кроме активного освоения ползания и ходьбы, на 9-м месяце жизни ребенок активно развивает мышление. Ему очень нравятся игры с руками: “сорока-ворона”, “ладушки” и т. д. В этом возрасте можно научить кроху махать ручкой, здороваясь или прощаясь.

      На 9-м месяце большинство детей осваивают умения:

    • захватывать предмет 2 пальчиками. Аккуратно подводя большой и указательный палец к небольшому предмету, малыш пытается его схватить. Это умение называется “пинцетный захват” и оно полезно для развития мелкой моторики. Чтобы его усовершенствовать, можно предлагать ребенку кушать небольшие кусочки пищи руками, играть с мелкими предметами под особым контролем родителей;
    • просить конкретный предмет у взрослых, указывая на него пальчиком. В этот период для отдельных любимых игрушек малыш может начать использовать определенные звуки и слоги;
    • самостоятельно пить из чашки. Хорошо, если получится в этом возрасте отказаться от бутылочек и поильников, предложить ребенку совершенствовать новый навык. В первое время малыш будет обливаться, ронять кружку, но постепенно научится выполнять это действие правильно и аккуратно;
    • понимать обращенную речь. В головном мозге мальчиков и девочек на 9-м месяце жизни происходит активный процесс создания образов предметов и действий в сочетании со словами. Ребенок начинает четко понимать простые фразы, обращенные к нему;
    • снимать с себя носки в положении лежа на животе.
    • Развитие ребенка на 9-м месяце жизни идет стремительно, каждый новый день кроха показывает новые знания и навыки, совершенствует уже приобретенные. В этом возрасте целесообразно начинать обучать кроху. К 9-ти месяцам малыш может успешно показывать пальчиком на себе и других людях основные части тела (рука, нога, живот, голова), пытаться имитировать звуки часто встречаемых животных (собака, кошка, корова и т. д.), узнавать их и показывать пальчиком в книжке. Основа занятий с детьми этого возраста — игровой формат. Во время совместной игры называйте и показывайте животных, части тела, бытовые предметы. Буквально за несколько занятий малыш запомнит их названия и с удовольствием покажет вам свои знания.

      За 9-й месяц жизни мальчики поправятся на 400 — 600 г, вырастут на 1-1,5 см, девочки прибавят в весе 400 — 500 г, подрастут на 1 — 1,3 см. В норме ребенок на 9-м месяце жизни должен спать 12 — 15 часов в сутки.

      Ребенку 9 месяцев

      На десятом месяце малыши продолжают активно развивать физические способности. Между 9 и 10 месяцами некоторые дети начинают делать свои первые самостоятельные шаги без опоры, но большинство малышей предпочитают совершенствовать навык ползания и ходить вдоль стеночки или мебели. Те малыши, которые предпочитают ползать, начинают делать это очень быстро, переходя от ползания по-пластунски, к передвижению с высоко поднятым животом. Умение достаточно быстро перемещаться по помещению становится первоочередной задачей для мальчиков и девочек.

      На 10-м месяце жизни малыши начинают активно участвовать в совместных играх с мамой и папой. Карапузам очень нравится толкать или катать мяч, возить машинку по полу или за собой на веревочке, пытаться строить из крупного конструктора башенки и стенки. В этот период многие дети с удовольствием используют машинки-ходилки или другие игрушки, которые можно использовать для опоры во время ходьбы, толкая перед собой.

      “Пинцетный захват” становится совершеннее. Малыш с удовольствием разглядывает крошки на ковре и пытается их собрать.

      На 10-м месяце жизни большинство детей овладевают более сложными навыками:

    • точно реагируют на команду взрослого “покажи”, “дай”, “принеси”;
    • начинают подражать танцу мамы или папы, пытаясь двигать ногами и руками;
    • хлопают в такт песни;
    • точно повторяют за родителями открытые слоги, легкие слова. Начинают говорить первые слова в правильном значении (мама, мяч, дом);
    • играют одновременно двумя руками с разными предметами;
    • ползая на четвереньках, совершают полный разворот по кругу;
    • проявляют эмпатию к другим детям: плачут услышав плач другого ребенка, смеются в ответ на детский смех.
    • Между 9 и 10 месяцем мальчики наберут 400 — 600 г, вырастут на 1 — 1,5 см, девочки поправятся на 350 — 550 г, подрастут на 1 — 1,3 см. В норме, на 10-м месяце ребенок должен спать от 13 до 15 часов в сутки.

      Ребенку 10 месяцев

      На 11-м месяце жизни карапузы достигают новых побед в физическом, интеллектуальном и бытовом развитии. Наиболее яркие достижения между 10 и 11 месяцами:

    • умение самостоятельно сидеть, сохраняя равновесие во время игры долгое время;
    • навык ходьбы вдоль опоры или самостоятельно;
    • способность использовать игрушки по назначению: строить башни из кубиков, возить машинку по полу;
    • понимание и выполнение простых просьб взрослых: “дай”, “покажи”, “найди”, “принеси”;
    • умение спускаться и подниматься по лестнице при поддержке взрослого;
    • способность точно повторить разные слоги и звуки за взрослым;
    • умение пить из кружки, первые попытки есть ложкой самостоятельно;
    • умение хорошо прожевать предложенный небольшой кусочек твердой пищи;
    • способность выбрать из 2 предложенных игрушек ту, которая интересует больше;
    • способность повторить за взрослым простые игровые элементы, движения;
    • Между 10 и 11 месяцем мальчики прибавят в весе 400 — 500 г, подрастут на 1 — 1,3 см, девочки поправятся на 350 — 400 г, подрастут на 1 — 1,3 см. В норме, дети между 10 и 11 месяцами должны спать от 12 до 15 часов в день.

      Ребенку 11 месяцев

      На 12-м месяце первого года жизни новые физические умения появляются не так часто, ведь малыш начинает больше времени уделять развитию своих познавательных навыков. У большинства детей на 12-м месяце уже есть набор умений, которые позволяют переходить к новым видам игр (подвижным, интеллектуальным и т. д.). Среди самых важных навыков можно выделить:

    • умение сидеть прямо (первые несколько месяцев позвоночник ребенка, который сидит напоминал дугу), уверенно, продолжительное время. Когда малыш сидит он свободно играет обеими руками, поворачивает голову, корпус, наклоняется вперед;
    • ползание. Между 11 и 12 месяцами дети, которые рано научились ходить начинают учиться ползать на четвереньках;
    • Умение стоять у опоры или самостоятельно. Некоторые дети уже уверенно ходят, но этот навык не считается обязательным до года;
    • поднимаются в положение сидя самостоятельно, переходят в положение стоя при помощи опоры. Возвращаются из положения стоя в положение сидя аккуратно или просто шлепаются на попу;
    • осваивают умение залезать на невысокий стульчик, диван, другую мебель. Учатся правильно спускаться вниз;
    • полностью раскрывают ладонь, чтобы схватить крупный предмет;
    • указывают пальчиком на нужную вещь или показывают им на названный взрослым предмет;
    • пытаются самостоятельно есть ложкой, пить из чашки;
    • снимают носки, стягивают колготки;
    • строят небольшие башни из 2-3 элементов;
    • собирают пирамидку из 3-5 элементов без учета размера колец;
    • учатся приседать на корточки и возвращаться в положение стоя;
    • говорят простые слова. Используют минимум 1 слово в правильном значении;
    • имитируют разные звуки: голоса животных, звуки техники, чихание, кашель;
    • реагируют и выполняют простые просьбы взрослого;
    • для выражения несогласия или отказа мотают головой;
    • копируют действия, жесты, мимику взрослых;
    • ходят по лестнице вниз и вверх за руку со взрослым.
    • На 12 месяце жизни мальчики прибавят в весе 300 — 500 г, подрастут на 1 — 1,3 см, девочки поправятся на 250 — 450 г, подрастут на 1 — 1,3 см. В норме между 11 и 12 месяцами жизни карапузы должны спать 12 — 14 часов в день.

      Отличия в развитии мальчиков и девочек

      На протяжении всего первого года разница в скорости набора веса и роста свойственна для детей разного пола. Девочки обычно рождаются меньше по росту и весу и на протяжении первых 12 месяцев набирают на 50 — 100 г меньше в месяц, чем мальчики. К году разница в весе между мальчиком и девочкой может быть до 1,5 кг. Разница в росте к 12 месяцам между детьми разного пола может быть до 3 см. Эти отличия не являются обязательными. На скорость набора веса и роста во многом влияют особенности генетики, питание, физические нагрузки.

      Предпочтения в игрушках

      Первые гендерные различия в выборе игровых материалов можно заметить уже на 11-м месяце жизни. Мальчики чаще любят играть с машинками и мячиком, девочки — собирать пирамидки, играть с куклами. Некоторую роль в этом играет подбор игрового материала родителями. Мальчикам чаще покупают игрушки технической направленности, девочкам — кукол и мягких зверей.

      Эмоциональные отличия

      На 11-м месяце жизни появляются отличия в психологии детей разного пола. Девочки более улыбчивы и контактны, стремятся быть в центре внимания, быстрее усваивают речевые навыки. Мальчики больше настроены на движение, активные игры, быстрее реагируют на предложение поиграть, чем поговорить.

      К 12-ти месяцам отчетливо видна разница в развитии речи у детей разного пола. Малышки быстрее и чище начинают использовать первые слова, пытаются выражать свои желания звуками, мальчики чаще пытаются показать, что им хочется, используют слова реже.

      Мальчики более самостоятельны, могут достаточно долго играть в одиночестве, девочкам важен контакт, совместные игры с родителями.

      У девочек лучше развита мелкая моторика, они чаще играют с небольшими предметами, лучше владеют пальчиками. Мальчики показывают успехи в физическом развитии, лучше развивают крупную моторику.

      Таблица норм роста и веса мальчиков с рождения до 12 месяцев

      Нижняя норма веса Верхняя норма веса Нижняя норма роста Верхняя норма роста Средний показатель окружности головы Средний показатель окружности груди
      Новорожденный 2700 г 3700 г 46 см 56 см 35 см 33 см
      1 месяц 3600 г 5100 г 51 см 56,5 см 36 см 34 см
      2 месяц 4200 г 7100 г 54 см 62 см 39 см 37 см
      3 месяца 4900 г 7000 г 56,5,5 см 62 см 40см 38 см
      4 месяца 5100 г 7900 г 57,6 см 65,3 см 40,5 см 38,5
      5 месяцев 6100 г 8300 г 61,1 см 67 см 43 см 42,5 см
      6 месяцев 6600 г 9000 г 63 см 69 см 45 см 44 см
      7 месяцев 7100 г 9500 г 65,1 см 71,1 см 45 см 46 см
      8 месяцев 7500 г 9300 г 66,8 см 73,1 см 45,5 см 48 см
      9 месяцев 7900 г 9500 г 68,2 см 75,1 см 46 см 48,5 см
      10 месяцев 8300 г 11000 г 69,1 см 76,9 см 46,3 см 49,5 см
      11 месяцев 8600 г 11200 г 71,3 см 78,5 46,5 см 50 см
      12 месяцев (1 год) 8900 г 11500 г 72,5 см 79,5 см 47 см 51 см

      Таблица норм роста и веса девочек с рождения до 12 месяцев

      Нижняя норма веса Верхняя норма веса Нижняя норма роста Верхняя норма роста Средний показатель окружности головы Средний показатель окружности груди
      Новорожденная 2650 г 3900 г 46 см 56 см 35 см 33 см
      1 месяц 3600 г 4700 г 50 см 56 см 37 см 35 см
      2 месяца 4200 г 5800 г 53 см 59 см 38 см 37 см
      3 месяца 4800 г 6300 г 56,2 см 61,8 см 39,5 см 38 см
      4 месяца 5100 г 7900 г 57,6 см 65,3 см 40,5 см 38,5 см
      5 месяцев 5900 г 7700 г 60,8 см 66 см 41,5 см 42 см
      6 месяцев 6300 г 8300 г 62,5 см 68,8 см 43,3 см 43,7 см
      7 месяцев 7100 г 9500 г 65 см 71,1 см 45 см 46 см
      8 месяцев 7500 г 10000 г 66,8 см 73,1 см 45,5 см 48 см
      9 месяцев 7900 г 10500 г 68,2 см 75,1 см 46 см 48,5 см
      10 месяцев 8300 г 10900 г 69,1 см 76,9 см 47 см 49,5 см
      11 месяцев 8600 г 11200 г 71,3 см 78 см 48 см 50 см
      12 месяцев (1 год) 8600 г 11000 г 73 см 80 см 49 см 50,5 см

      Особенности психологического развития малыша 2 месяца — 1 год

      Кризис новорожденного от 0 до 2 месяцев

      Первый месяц жизни новорожденного!

      kukuriku.ru — все о детях и для детей: беременность и роды, развитие и воспитание детей, здоровье, развивающие занятия с детьми, творчество, стихи, сказки, раскраски.

      Присоединяйтесь к нам:

      Все публикации на сайте носят исключительно информационный характер, ни при каких обстоятельствах не могут быть восприняты как экспертная консультация и не отменяют посещения профильных специалистов.

      Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат правообладателю, и защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Перепечатка материалов возможно только при соблюдении «Правил перепечатки материалов с сайта Кукурику.ру»

      Читайте так же:  Санаторное лечение детей больных туберкулезом. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу