Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности. Проект социально-значимой деятельности Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста

Проект социально-значимой деятельности «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста

Автор: Димитриева Татьяна Николаевна

Цель и задачи проекта:

Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов. Задача воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть.

1. Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя со взрослым и самостоятельно;

2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;

3. Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками

4. Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей

2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» — кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка , по средством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре

3. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре. Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого — либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.

Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

— здоровье и физическое развитие;

Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

В игре происходит:

— развиваются его действия в представлении;

— происходит ориентация в отношениях между детьми;

— уважительное отношение к окружающим;

— коммуникативность, чувство собственного достоинства;

— навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

— открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

4. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2019-май 2019)

5. План реализации.

— составить тематический план работы по игровой деятельности на учебный год;

— подбор методической литературы по теме;

— согласовать тему с методистом;

— психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности;

— создание предметно-игровой среды в семье и детском саду;

— совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;

— беседы на тему «Зимние сказки»;

— народные хороводные игры, игры — забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)

— проведение праздника «Мамин день»

— организация музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились»);

— проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;

6. Предполагаемые результаты.

Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

. Дети должны знать:

-названия образных игрушек, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

-особенности использования разных видов игрушек;

-правила бережного отношения к игрушкам;

-названия некоторых любимых игр.

Дети должны уметь:

-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

-готовить игрушки и место для игры;

-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия( не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);

— играть рядом и вместе с другими детьми;

-использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;

-подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого

-самостоятельно инициировать игру;

-создать условия для игр.

В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие, игры-развлечения, музыкальные игры.

7. Востребованность результатов реализации проекта:

Востребованность этого проекта научить детей играть со взрослыми, со сверстниками , бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм у ребёнка развивается речь, память, мышление, воображение.

8. Опыт работы по предложенному направлению.

Анализ материалов из опыта работы «Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом подхода детей раннего возраста в игре: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей детей раннего возраста. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности. Это деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в учреждении. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей, воспитание игровой деятельности детей раннего возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе .

Создавая этот проект, я сделала вывод, что, педагогическое взаимодействие детей раннего возраста развивается в процессе игры

9. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

— Анкетирование воспитателей в доме ребенка для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте.

— Знакомство педагогов дома ребенка с особенностями организации игровой деятельности детей раннего возраста.

— Для ознакомления педагогов по игровой деятельности детей раннего возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду».

Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детей раннего возраста в игровой деятельности, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ.

План проведения семинара:

воспитание в детском саду.

Мальчики и девочки.

Роль игры в жизни детей раннего возраста.

Игрушки для детей.

— Деловая игра «Педагогический комментарий»

Цель: Актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения детей раннего возраста.

— Консультации для родителей «Наш малыш, какой он?» (Особенности психического развития детей раннего возраста), «Три года: трудный возраст?» (Основные характеристики кризиса трёх лет), «Все дети разные: значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка», «Почему у ребёнка нарушается поведение? (защитные механизмы детской психики)

Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

— Предложить проведение городского методического объединения на предстоящий учебный год по теме развитие игровой деятельности детей раннего возраста».

Примерное перспективное планирование занятий по обучению игровым действиям детей 3-го года жизни.

«Напоим Катю чаем»

В совместной игре с педагогом закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия с предметами. Учить объединять в игре с куклой два игровых действия. Катя проснулась и умылась.

Развивать у детей желание ежедневно заботится о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой в несложный сюжет

«Оденем Катю на прогулку»

«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью.

Продолжать учить выполнять в игре два три знакомых действия с куклой ( кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться)

«Покатаем кукол с горки»

«Покатаем кукол на машине»

Приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

Учить детей объединяться по двое для самостоятельных игр. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации.

«Новая комната для кукол»

«Купание куклы Кати»

Продолжать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.

Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать. Одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные действия с куклой. Учить играть вместе.

«Стирка кукольного белья»

Учить объединяться по двое для самостоятельных игр. Способствовать становлению сюжетной игры с куклой.

Развивать ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.

«Построим куклам дом»

«Сделаем Кате красивую прическу»

Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединятся по двое трое для совместных игр.

Читайте так же:  Хлорофилл можно ли детям. Блог пользователя Елисея

Статья на тему:
Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности.

Вложение Размер
rol_igry_v_intellektualnom_razvitii_doshkolnikov.docx 15.77 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИГРЫ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Игра – генетическая основа, источник,

корень всякого творчества,

его подготовительная ступень»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических, до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

*уметь организовывать начало игры;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2019.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Дата публикации: 24.12.2019 2019-12-24

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Толипова С. В. Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности // Молодой ученый. ? 2019. ? №52. ? С. 83-85. ? URL https://moluch.ru/archive/238/55158/ (дата обращения: 21.06.2019).

Игровая деятельность оказывает огромное значение в развитии ребёнка. Она влияет на все стороны его психического развития ребёнка.

Игра — важное средство в познании окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Игра способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно — образного мышления, воображения, речи. В игре закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра помогает развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Как говорила Н. К. Крупская:

«Для ребят дошкольного возраста

Игры имеют исключительное значение:

Игра для них учеба,

Игра для них — труд,

Игра для них серьёзная форма воспитания».

В основу написания статьи по данной теме легли результаты педагогических исследований Арушановой, Лисиной, Леонтьева и других. Методические пособия Хромовой «Игровые уроки общения для детей». В этом пособии представлены занимательные и веселые игры, помогающие научить детей общаться со сверстниками и взрослыми. Также изучила пособие Шипицыной «Азбука общения». В книге представлена методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Для развития навыков общения я постаралась обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с ФГОС ДО и подобрала соответствующий дидактический материал с возрастом детей. Проводила работу в рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста, для обмена знаниями и опытом с коллегами ДОУ.

Образовательная область «Социально — коммуникативное» развитие в ДОУ реализуется в нескольких направлениях. Одно из них и основное это игра. Игра в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребенка. В игре ребенок учиться подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения со сверстниками и взрослыми, развивает свои познавательные способности, приобретает навыки общения. Поэтому работу в этом направлении считаю актуальной, очень важно подобрать игры, занятия и ситуации, которые способны подтолкнуть малыша к общению, развитию речи.

Проблемой развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Ломов, Эльконин, Газман, Михайлова и многие другие. В данных работах рассматриваются особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. В ряде исследований Лисиной, Рузской отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности. Из ходя из этого в своей работе по развитию навыков общения выделила следующую цель и задачи.

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе организации игровой деятельности.

  • Подобрать и систематизировать методическое и дидактическое обеспечение для формирования навыков общения у детей 2- 3 лет.
  • Обеспечить развитие навыков общения у детей раннего возраста через организацию игровой деятельности.
  • Способствовать повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития навыков общения у детей раннего возраста.
  • Педагогическая работа заключается в формировании навыков общения у детей 2–3 лет через организацию совместных игр со взрослым и сверстниками в процессе образовательной деятельности.

    Свою работу по развитию навыков общения у детей 2–3 лет, проводила по следующим этапам:

    На подготовительном этапе проводилась работа по: изучению индивидуальных особенностей детей 2–3 лет. В моей группе 23 человека, из них на начало года только 6 детей имели навыки общения в соответствии с возрастом. Провела анкетирование родителей на тему «Общение с ребёнком», «Игра в жизни ребёнка», по результатам анкетирования на начало года только 28 % родителей создают условия для развития навыков общения у детей.

    Также изучила и проанализировала методическую литературу, в которой описываются теоритические основы и практический материал. Из ходя из данного материала составила картотеку «Коммуникативные игры для детей 2–3 лет», в которой подобраны игры на развитие умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование положительного отношения к сверстникам.

    Составила картотеку «Хороводные игры для детей 2–3 лет», данные игры способствуют формированию потребности в общении, способствуют развитию умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.

    Изготовила дидактические игры «Матрёшка покажись» данная игра формирует интерес к партнеру, игра «Что было бы, если бы» развивает у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать. Также изготовила наглядный материал «Эмоции вокруг нас», «Ситуации общения» данный материал развивают способности к невербальному общению.

    В соответствии с темами недели составила перспективно-тематический план. Использовала игры на развитие умение действовать согласованно, объединяться и взаимодействовать в группе, доброжелательно относиться к сверстникам. Фрагмент плана представлен на слайде.

    Разработала серию интегрированных ООД с использованием игр, которые побуждают взаимодействовать друг с другом, воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу.

    На практическом этапе согласно перспективно-тематическому плану проводила игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению: например, игра «Покажу, как я люблю», «Ласковое имя». Игры на развитие навыков взаимодействия в группе: такие игры как «Передай мяч», «Паровозик».

    Разработала и провела серию ООД с использованием игр на развитие навыков общения. Например, в ООД «Кукла Алёна в гостях у детей», проводиться игра «Вместе играем». Игра побуждает детей к взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. В ООД «Путешествие по сказке «Колобок», используется игра «Паровозик». Данная игра развивает навыки группового взаимодействия, помогает запоминать имена сверстников, отзываться на своё имя. В ООД «Как же зайке не грустить, если зайке негде жить» проводиться коммуникативная игра «Кто пришёл к нам в гости?», данная игра активизирует доброжелательное отношение детей к окружающим.

    Так же одним из обязательных условий по формированию навыков общения у ребенка становится культура семьи. В работе с родителями использовала различные формы и методы педагогического просвещения. Создание информационной корзины: куда поместила информацию по темам «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста», «Роль игры в развитии речи детей раннего возраста», памятки «Игры, которые помогут развить навыки общения у детей 2–3 лет», «Учим детей общаться». Было проведено родительское собрание «Играют дети — играем вместе». Родители совместно с детьми играли в коммуникативные и хороводные игры «Карусели», «Ласковый ребенок» и другие. Которые направлены на развитие навыков общения и умения получать радость от общения.

    На обобщающем этапе провела анализ эффективности работы по формированию навыков общения у детей 2–3 лет. Из анализа, представленного на слайде видно, что в результате проделанной работы на конец года выявлена положительная динамика у 18(78 %) детей из 23 в развитии навыков общения у детей 2–3 лет.

    Также на конец года отмечается положительная динамика у родителей, 72 % создают условия для развития навыков общения у детей 2- 3 лет. Родители стали более заинтересованными, стали играть дома с детьми в игры на развитие навыков общения. Своими наработками делилась в рамках городского методического объединения групп раннего возраста. Разместила материал по данной теме на различных сайтах.

    Работа по формированию навыков общения проводится в системе организованной образовательной деятельности через совместную деятельность, самостоятельную деятельность и партнерство с родителями.

    Таким образом, в результате проделанной работы, наметилась определенная положительная динамика по формированию навыков общения у детей 2–3 лет:

    – осознанно стали воспринимать речь взрослых (вслушиваются в речь окружающих, правильно действуют в соответствии с содержанием их речи);

    – активно пользуются двух- трехсложными словами, обозначающими предметы, действия, признаки;

    – проявляют интерес к сверстникам;

    – взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными;

    – умеют взаимодействовать друг с другом;

    – у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными;

    – у родителей сформировались представления о развитии навыков общения у детей 2–3 лет.

    – создание благоприятной психологической атмосферы способствовало снижению заболеваемости.

    1. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2–3 лет»
    2. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду»
    3. И. В. Ковалёва «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
    4. И. С. Погудкина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста»
    5. Л. Н. Павлова «Воспитание и обучение детей раннего возраста»
    6. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения»
    7. С. Хромова «Игровые уроки общения для детей»
    8. С. Теплюк «Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации»
    9. http://www.maam.ru/
    10. http://www.razumniki.ru/
    11. http://ped-kopilka.ru/
    12. http://nsportal.ru/ и др.

    Дидактическая игра как средство формирования.

    В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для

    Библиографическое описание: Карпова С. Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей.

    Развитие коммуникативных способностей через игровую.

    Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и.

    Развитие коммуникативных навыков общения младших.

    В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ОВЗ средствами игровой деятельности», а также методы, которые помогают овладеть коммуникативными навыками детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

    Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными.

    Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей.

    4.Развитие игровой деятельности. 5.Формирование умений ориентироваться в окружающем. 6.Формирование навыков общения в различных

    В своей работе с данной категорией детей считаем целесообразным выделить также задачу формирования навыков коллективного.

    Возможности игры в коррекционной работе с детьми

    Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в

    Обучающая функция — развитиеобщеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др.

    Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

    Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными.

    Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность

    Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

    Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей.

    Формирование положительных взаимоотношений детей.

    Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из

    Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и.

    Намечаем план работы с детьми по формированию дружеских взаимоотношений у детей.

    Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом.

    Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР

    Дата публикации: 14.12.2019 2019-12-14

    Статья просмотрена: 729 раз

    Алпатикова С. В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР // Молодой ученый. ? 2019. ? №50. ? С. 309-310. ? URL https://moluch.ru/archive/236/54721/ (дата обращения: 21.06.2019).

    Игра — это самый доступный вид деятельности для детей. В игре ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребности в общении.

    А. С. Макаренко писал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет.

    Для ребенка, именно игра является его социальной практикой, это его реальная жизнь среди сверстников. Поэтому актуальность использования игры в целях всестороннего развития является неоспоримой. В своих играх дошкольники воспроизводят в наглядной форме взаимоотношения людей и их труд, что позволяет понять и пережить эту действительность, а также является одним из решающих фактором воспитания высоких человеческих качеств и развития творческого воображения и мышления.

    Первым, кто предпринял попытку систематического изучения игры, является немецкий психолог К. Гросс. Он называл игры изначальной школой поведения и считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование.

    Н. В. Шелгунов отмечал, что чувство жизненной правды и действительности выражается во всех играх ребенка. В игре дошкольник свободная личность, которая развивает свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений: у него их довольно только для игры [1].

    С.Т Шацкий утверждал, что дети — это дети, они должны заниматься своими делами, хотя бы они имели близкое отношение к жизни взрослых, по-детски, со всем жаром, непосредственностью, образностью, игрой и жаждой нового, что всегда является для них характерным [2].

    В игре реализуются потенциальные возможности личности ребенка, первые творческие проявления, как следствие, формируется личность ребенка. Функции игры находятся в прямой зависимости от психологических особенностей, раскрытыми в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др.

    К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

    Проблемы мыслительной деятельности у детей с ЗПР изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова ими было выявлено, что для таких детей характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности.

    Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.)

    Становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. У дошкольника с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста, в то время как у нормально развивающихся детей в этом возрасте уже сформирована сюжетно-ролевая игра.

    Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.

    Игра преследует две цели: первая — обучающая, а вторая — игровая, ради которой и действует ребенок. Главная задача педагога, чтобы эти цели дополняли друг друга.

    Детям с ЗПР требуется гораздо больше повторений, чем ребенку с нормальным развитием для понимания того или иного действия. Игра обеспечивает необходимое количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

    В игре дошкольники с ЗПР достаточно самостоятельны, продуктивны и активны. Их недоразвитие познавательной деятельности проявляется в усвоении программного материала.

    У детей данной категории отмечаются хаотичность и неорганизованность деятельности, торопливость и неуравновешенность поведения, а также, отсутствие чувства ответственности. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость волевых усилий, недостаточность отдельных психических функций, как следствие, снижение работоспособности.

    Так как у детей с ЗПР недостаточно выражены познавательный интерес, появляется нарушение памяти и внимания, замедляется скорость приема и переработки сенсорной информации. Нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

    У таких детей наблюдается низкая потребность в общении со сверстниками, при этом, они способны к плодотворному сотрудничеству со взрослыми и с легкостью принимают помощь педагога.

    Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития носит эмоциональный характер. Содержание игры не развернуто, но мотивы определяются целями деятельности, а также, правильно выбираются способы достижения цели. В игре детей с ЗПР отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а так и остаются на уровне сюжетной игры.

    Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития предоставляет много факторов для научной мысли. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка — это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., 2007.- 216 с.
  • Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 2008.
  • Игра, как форма организации жизни и деятельности детей

    Оксана Батурина
    Игра, как форма организации жизни и деятельности детей

    Аннотация: в данной статье игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольника.

    Ключевые слова: игра, жизнь, деятельность, ребенок, форма организации.

    В педагогике понятие игра выступает как средство воспитания. Однако игра как средство воспитания до сих пор не получила ясной характеристики. Если сопоставить все рекомендации, относящиеся к игре как к средству воспитания, с состоянием игры в практике детских садов, будет очевидным, что игры недостаточно развиты, нет их планомерной организации, воспитатели затрудняются вносить плановое начало в свое руководство играми, что особенно тревожно, дети часто не удовлетворены своими играми.

    Важнейшей причиной этого является недооценка игры как формы, в которой наиболее полно и ярко разворачивается жизнь и деятельность детей. Во время игры, ребенок находится в особенных взаимоотношениях с детским коллективом, в том числе если в игре участвует двое или трое детей. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые складываются во время игры. Если взаимоотношения по какой-то причине не налаживаются, игра невозможна. Большинство исследований говорит о том, что ребенку для развития игры требуется общество детей. Таким образом, взаимоотношения детей в играх — это главный компонент существования игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства: удовлетворенность или недовольство собой и другими, восторг, гордость, зависть. Все эти чувства, переживания у детей достаточно многообразны.

    Чувства, которые развиваются в играх, весьма реалистичны и деятельны. В них можно увидеть будущий характера ребенка. Взаимоотношения детей в играх зарождают поступки. Так как играя, каждый ребенок и детское общество всегда действует определенным образом. Это свойственно для игр детей дошкольного возраста. В ходе игры мы постоянно встречаемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают честно или хитрят. Сущность ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх.

    Отмечая роль игр для развития той или другой стороны деятельности, педагогика не видит главную сторону детской игры. Такие важнейшие элементы детской жизни, как взаимоотношения, поступки, чувства оказались отодвинуты на задний план, потому что игра оценивалась как средство воспитания, а ее роль как формы организации детской жизни и деятельности не считалась значительной. По этой причине нередки случаи, когда дети не успевают по-настоящему играть.

    Руководство жизнью детей в играх не приобрело должного значения в деятельности воспитателя. Поэтому воспитатели часто не находят возможностей для решения в играх важных воспитательных задач.

    Как бы обширно и занимательно ни применялась игра как средство воспитания, она не станет выражением интересов детей, их потребностей. Игра — эта доступная ребенку деятельность — она служит общим языком для детей. В играх дети понимают друг друга несмотря на национальность и знание языка. Игра ценна тем, что она может организовать жизнь ребенка. Важно обратить игру из явления стихийного, каким она до сих пор остается в детском саду, в явление организованное. При развитии игры как формы организации жизни детей объектом является детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах ее развития. (1)

    В игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все разновидности взаимоотношений. На первом месте, будет выступать воспитание дружбы, способность вместе действовать, помогать друг другу, и личные качества — честность, правдивость, оптимизм, общительность, целеустремленность, предприимчивость, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от простой, умение играть рядом, до сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей. Важно учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у определенных детей, с ходом общего развития, неизменно связывающегося в играх ребенка.

    Нельзя рассматривать игру как форму организации жизни детей безотносительно к тому, какая это будет игра. Но не надо никогда забывать, говорит Ушинский, что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и при том свободной деятельностью ребенка. Важно усвоить эту мысль, чтобы понять, какими должны быть игры в жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста.

    Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на способности ребенка самому создавать игру, когда замысел и его реализация принадлежат ребенку, детскому коллективу. Эта способность отличает игры ребенка дошкольного возраста от игр детей раннего возраста и является основанием к тому, чтобы развивать формы самостоятельной игры в дошкольном возрасте. Для детей же более раннего возраста преимущественное значение имеют игры, которыми взрослые занимают ребенка, развлекают его, так как ребенок еще не проявляет себя самостоятельно в игре.

    Случается, что дети дошкольного возраста, отказавшись играть в организованную игру, тут же переходят к той игре, которую они сами выдумали, сами же создают ее и играют с вдохновением.

    Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей — это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей. Следует выделить особенности этих игр по ступеням дошкольного возраста.

    Известно, что дети в 3 — 4 года не способны к самоорганизации в игре с самым простым правилом, но уже 5 — 6 летние дети к этому способны. На первых ступенях дошкольного возраста в этих играх организует детей взрослый. Он вводит их в правила игры, и только постепенно нарастают возможности детей к самоорганизации. Тогда и подвижные и дидактические игры начинают организовывать жизнь детей. В практике детских садов можно заметить, как самостоятельно и дружно дети играют в подвижные игры с правилами, лото и др. (2)

    Чтобы дети овладели правилами игры, необходимо обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребенка для проявления им самостоятельности в этих играх. Для детей дошкольного возраста эти игры являются более сложной формой организации. Нельзя забывать об их воспитательно — образовательной ценности, о возможности при их помощи наполнить жизнь детей в детском саду интересным содержанием.

    Однако, используя для организации жизни детей игру с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их личные эмоции, не реализуют замыслы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

    Детская жизнь в формах игры может быть увлекательной и содержательной при правильном отношении к названным играм. Придуманные самими детьми игры нужно гармонично совмещать с играми с правилами, обеспечивая тем самым самостоятельность, необходимую для развития детей, и организованность.

    Игра как форма организации жизни детей должна занимать определенное место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

    Организация жизни детей в формах игры вовсе не искореняет другие формы воспитания. Педагогический процесс в каждой возрастной группе детского сада должен развиваться поочередно и планомерно. Каждый его элемент играет свою роль в жизни ребенка, в его развитии. Выполняет ребенок поручение трудового характера или играет — в этом есть своя мера организованности, интереса, свободы. Поэтому важно анализировать отдельные стороны педагогического процесса (труда, занятий, игр) и изучать переход от одного к другому. Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей, только если игры содержательны. Если различные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игру скучной и неинтересной. Известна способность детей дошкольного возраста переносить наблюдаемое в жизни в собственные игры, создавать игру из материала наблюдений. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатейший материал для игр дают занятия, дети берут из игры не только содержание занятий, но и их форму — поведение воспитателя, детей. Сама система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создает новый уровень этих игр. В детских садах, где хорошо поставлены занятия, дети играют более организованно, их игры содержательнее, более развиты формы игр, шире интересы, глубже взаимоотношения. Объединять игры и занятия — эти формы воспитания и организации детской жизни — нельзя без активной роли воспитателя. (3)

    Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, деятельность педагога должна быть обращена прежде всего на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре. Если игра — это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра — это деятельность ребенка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребенка.

    1. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

    2. Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. – М., 1950. – С. 37.

    3. Дошкольное воспитание № 10. Игра — форма организации жизни и деятельности детей, 1960.

    Педагогическое проектирование как форма организации партнерской деятельности взрослых и детей Изменение современной общественной жизни привело к необходимости новых требований и стандартов в образовании, развитию новых педагогических.

    День здоровья, как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду День здоровья – как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна.

    Конспект ООД «Акция, как новая форма организации познавательной деятельности старших дошкольников» Конспект ООД «Акция, как новая форма организации познавательной деятельности старших дошкольников» Подготовительная к школе группа. (логопедическая).

    Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в группах с нарушением речи В современном дошкольном образовании востребован педагог, способный успешно реализовывать государственную образовательную политику, заданную.

    Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей Детство — пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Услышанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление,.

    Лэпбук, как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Лэпбук как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Сегодня нам, воспитателям, приходится искать новые.

    Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников» Мастер-класс проводимый в рамках конкурса «Воспитатель года 2019» Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный.

    Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности для млалшего дошкольного возраста Метод проектов в занятии с дошкольниками сейчас – это оптимальный, современный и многообещающий метод, который должен занять свое достойное.

    Методическая разработка «Игра как форма организации детской жизни» Содержание: 1. Определение понятия «Игра» 2. Классификация игр дошкольников 3. Оформление игровой развивающей среды во второй младшей группе.

    Читайте так же:  Семья как фактор воспитания и развития личности ребенка. Роль семьи в развитии личности